Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям:
- во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку
- во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности [19, с. 228].
Бюро это неприбыльная государственная организация, финансируемая непосредственно из бюджета. Его принципиальное отличие от фирмы (в том числе и государственной), заключается, во-первых, в том, что оно не получает доход с продаж, поскольку поставляет общественные блага, а во-вторых, в том, что механизм формирования спроса и предложения этих благ отличается от механизма рыночного равновесия.
С точки зрения экономической теории, бюрократия не заинтересована в принимаемых решениях, не стремится максимизировать общественное благосостояние. Число бюрократов зависит от объёма бюджета, выделяемого государством, поэтому чиновники стремятся увеличить размер государственных средств и получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.
Данное поведение бюрократии называется поиском политической ренты, т.е. стремлением получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Нужно отметить, что бюрократия непосредственно не избирается гражданами, а назначается сверху. В этом её особенность со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.
На практике под бюрократией понимается система органов исполнительной власти, ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю. С каждым годом в России численность государственного аппарата становится всё больше и больше, на его содержание тратятся колоссальные денежные средства. За последние десять лет численность госслужащих всех уровней выросла в 1,4 раза: в конце 2000 г. их было 1,16 млн. человек, в конце 2010 г. - уже 1,65 млн. Такие данные содержатся в итоговом докладе по корректировке долгосрочной стратегии до 2020 г. Число чиновников растет, а население в целом сокращается. По итогам 2010 г. на 100 000 россиян приходилось 1153 чиновника, 10 лет назад их было 794 (в 1,5 раза меньше). В США на 1000 жителей приходится в 4 раза меньше, чем в России, работников налоговых и в 2,5 раза меньше работников таможенных служб. Сейчас из 1000 работающих россиян 25 - это чиновники, в 2000 г. их было 18, а в 1994 г. - 15. Все эти цифры подтверждают, что в России численность госслужащих избыточна. Только на оплату их труда бюджеты всех уровней тратят около 67 млрд. руб. в месяц, или 804 млрд. руб. в год. Если сократить эти средства хотя бы до уровня 2000 г., экономия может составить примерно 240 млрд. в год. «Если учесть траты бюджета на помещения, транспорт, связь и прочее, суммы могут быть удвоены», - полагает директор Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ А. Клименко. С 2000 г. в нашей стране дважды предпринимались меры для уменьшения количества чиновников. После административной реформы 2004 г. количество госслужащих опять стало увеличиваться. По данным Росстата за период с октября 2008г. по октябрь 2009г. их численность увеличилась на 2.5%. Последняя попытка сократить чиновников предпринималась в 2010 г. Тогда Министерство финансов РФ выступило с инициативой сократить 120 507 работников федеральных органов (20% численности), чтобы сэкономить 43,4 млрд. руб. Однако существенного уменьшения числа чиновников не произошло, Министерства и ведомства сократили только пенсионеров, убрали из штатного расписания вакансии.
Бюрократии присущи стремление ускорять ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. «Бюрократия, — писал К. Маркс, — считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена, поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» [14, с. 32].
Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся принять такие решения, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Однако на практике эти решения являются экономически неэффективными. Чиновники не заинтересованы в экономии бюджетных средств. Принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь "теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. В теории общественного выбора такая практика получила название "системы вращающихся дверей".
С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Различные ведомства нередко преследуют противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга.
Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. В результате решение простых вопросов требует огромных средств.
Укрепление бюрократии усиливает неэффективность её работы. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата. Для решения данной проблемы правительственные эксперты предлагают к 2020 г. сократить чиновников на 30%, половину сэкономленных средств потратить на повышение зарплат оставшихся работников, при этом останется 120 млрд. руб., или 0,3% ВВП. Для повышения эффективности государственного управления предполагается ввести стимулирующую систему оплаты труда госслужащих. Сейчас чиновники работают хуже, чем специалисты в других секторах экономики. По оценке заместителя гендиректора Центра развития при ГУ - ВШЭ Е. Миронова за 10 лет производительность труда у чиновников упала примерно на 20%.
Государство без бюрократии не может существовать. Проблема нашей страны заключается в постоянно разрастающейся бюрократии и, соответственно, выделении громадных денег на её содержание. Постоянное увеличение чиновничьего аппарата опасно тем, что порождает коррупцию, которая наносит большой урон государству и способна разрушить его изнутри.
Чтобы не допустить этого государству следует пристально следить за количественным и качественным составом государственных служащих.
Возникшая в последнее время ситуация, вызванная реформированием органов государственной власти и управления, обострила проблему коррупции и подняла вопросы дальнейшего качественного изменения системы государственного аппарата и совершенствования законодательства об ответственности за корыстные должностные преступления.
Сегодня в России нет эффективно работающей исполнительной власти, что можно аргументировать следующими положениями: исполнительная власть постоянно сотрясается новыми кадровыми перестановками. Нет надлежащих норм в законе о государственной службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет независимых структур борьбы с коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых стандартов. Рассмотрим проблему влияния коррупции на работу государственного аппарата, его служб, официальных лиц, борьбу с коррупцией. Задача видится в том, чтобы раскрыть, с одной стороны, влияние коррупции на сбои в работе государственного аппарата, его служб, официальных лиц, а с другой — выявить влияние названного фактора на масштабы и тенденции подкупа, взяточничества, на их последствия.
За период реформирования государственных институтов власти России были ликвидированы одни и созданы на их месте новые, но разрушена ли до основания сама система, созданная ими? И организована ли новая, очищенная, предохраняющая от повторения преступлений?
Мы можем с уверенностью сказать, что и в новых государственных органах видны симптомы старой болезни — взяточничества.
Для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления коррупции как:
1. совместительство в коммерческих структурах,
2. использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий
3. незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд;
4. использование преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества;
5. получение за свою служебную деятельность или связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения и т.п.
В мировом сообществе существует представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран. Согласно опросу, проведенному министерством торговли США среди предпринимателей, работающих на мировом рынке, из 54 стран Россия занимает 3-е место по распространенности коррупции. Хуже, чем в России обстоит дело в Нигерии, Пакистане.
Коррупционная преступность в России может быть охарактеризована как элитно-властная с учетом достаточно высокого положения субъектов коррупции. По данным МВД в РФ в 2010 г. структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц, подлежащих суду, выглядела следующим образом: работники министерств, комитетов и их структур на местах -41,1%, сотрудники правоохранительных органов — 26.5%, работники кредитно-финансовой системы — 11,7%,работники контролирующих органов -8,9%, работники таможенной службы — 3,2%, депутаты органов представительной власти - 0,8%, прочие -7,8%. Таким образом, коррупцией охвачены практически все сферы государственного управления. Наиболее пораженными являются государственными структуры, связанные с рассмотрением и решением вопросов приватизации, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих организаций, лицензирования и квотирования, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов, проведения земельной реформы. Высокая латентность коррупционных преступлений заставляет критически относится к сведениям официальной статистики об уровне этого явления. Характерной особенностью коррупционных правонарушений в России является ее тесная связь с организованной преступностью. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией прямого подкупа (по терминологии В. Рейсмена), когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели. Оперативные данные МВД свидетельствуют, что чиновники в органах государственной власти оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке, которых в России около восьми тысяч [12, с. 65-67].
|