Воскресенье, 28.04.2024, 22:17
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы управления эффективностью деятельности предприятия

Проблема управления эффективностью деятельности предприятия многоаспектная и многоплановая, поэтому до сих пор нет единого подхода, в котором бы были сформулированы основные принципы, этапы и инструменты управления [33].

Управление эффективностью это комплексный процесс, который охватывает такие функции: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль, регулирование. Выполнение каждой из этих функций обеспечивает достижение конечных результатов деятельности предприятия.

Современная деловая среда выдвигает новые требования к системе управления эффективностью деятельности предприятия, а результаты практической деятельности предприятий доказывают, что механизм управления эффективностью предприятия нуждается в доработке.

Несмотря на достаточно большое количество теоретических и прикладных работ, которые касаются вопросов эффективного развития предприятия, до сих пор остаются нераскрытыми такие проблемы как определение понятия «эффективность производства», «управление эффективностью», «критерии», «показатели» и другие. До сих пор многие вопросы по эффективности развития производства остаются в центре внимания практиков и ученых-экономистов.

Все недостатки, которые присущи традиционным системам управления эффективностью деятельности предприятия представлены в таблице (табл. 2).

Таблица 2 - Недостатки традиционных систем управления эффективностью деятельности предприятия

Недостаток

Обоснования недостатка

Главный источник информации - данные бухгалтерской отчетности

Управленческий учет основан на данных бухгалтерского учета, который ведется в соответствии с законодательно установленными требованиями. Однако акционерам, к примеру, важна боле оперативная информация о состоянии дел для того, чтобы они могли сравнить альтернативные варианты капиталовложений. То есть, традиционная система не может в полной мере отразить полную картину развития бизнеса.

 

Продолжение таблицы 2

Традиционная система финансовых показателей, содержит недостаточное количество контрольной информации, без которой невозможно принятие важных стратегических решений.

Традиционная система показателей оценки эффективности отражает картину прошлого состояния и не может оценить перспективы дальнейшего развития предприятия. Системы оценки ориентированы на контроль краткосрочной операционной эффективности, а не долгосрочной стратегии.

Задачи и достижения никак не связаны со стратегией предприятия

Зачастую их устанавливают в соответствии с годовым финансовым планом. Работникам предоставляют лишь часть от общей информации, поэтому они с трудом понимают, как соотносятся результаты их труда с месячными, квартальными и годовыми финансовыми отчетами.

Учет только финансовых показателей не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия внешней среды

Оценка деятельности предприятий основана на анализе динамики финансовых показателей, что в условиях жесткой конкуренции не позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Если внимание уделять только прибыли, то другие сферы деятельности, такие как инновации, маркетинг, развитие персонала и др., будут обделены вниманием.

Недостаточное внимание к деловой среде, в которой функционирует предприятие

Традиционная система не отображает возможного поведения потребителей и конкурентов в будущем, поэтому нет возможности приспособиться к возможным изменениям в отрасли и деловой среде. Они предназначены для сравнения текущих показателей с предшествующими периодами, поэтому на их основе сложно провести объективное сравнение компании с основными конкурентами.

 

 

Определенные основы управления эффективностью используются практически на каждом предприятии в том или ином виде, однако не всегда они имеют вид стандартизированной системы. Предприятия используют определенный набор правил, процедур, которые фиксируют требования к персоналу и бизнес-процессам, однако они не универсальны и их невозможно использовать в качестве эталона. Именно отсутствие стандартизированной, универсальной системы управления эффективностью предприятий должно стать главной задачей экономистов на современном этапе развития экономики [27].

Магомедов А.М., отмечает, что «для всестороннего и объективного изучения эффективности деятельности организаций необходима разработка методик экономических исследований, позволяющих своевременно выявлять складывающиеся неблагоприятные ситуации. При этом полученные результаты являются обоснованием альтернативных вариантов управленческих решений и их последствий» [19]. Оптимальной методикой, является экономическая диагностика.

Такой термин как «диагностика» используется в различных научных дисциплинах, например: в биологии, технике, медицине, других науках [9]:

- в технике диагностика – это установление сбоев технического характера, т.е. идентификация причин отклонений технических систем от нормальной работы;

- в биологии – описание основных признаков отклонений, характерных для биогруппы;

- в медицине – заключение эксперта о патологии в состоянии здоровья обследуемого.

Важнейшим процессом диагностики является идентификация, которая включает распознавание признака, определение его диагностической значимости и установление предварительного диагноза.

Организационно-методический аспект проведения экономической диагностики эффективности деятельности торговой организации базируется на соблюдении следующих условий [19].

- первое условие заключается в том, что проведение качественной экономической диагностики эффективности сводится к глубокому пониманию информационной основы проведения аналитических исследований. Такая информация формируется на основе данных финансового и управленческого учета. Поэтому необходимо соблюдать правила, стандарты и принципы, применяемые для формирования информационной основы, в связи с чем возникает потребность в адаптации отечественного бухгалтерского учета к Международным стандартам финансовой отчетности.

- второе условие органически взаимосвязано с первым – грамотное владение методикой аналитических расчетов. При этом выделяется качественные суждения при решении финансовых вопросов и количественные результаты.

К качественным суждениям относят, в первую очередь, оценку ситуации и стоящих проблем, которые будут определены как степень и качество использования тех или иных конкретных методов экономической диагностики эффективности и интерпретацию ее результатов.

- третье условие определяется наличием программы действий, связанных с реализацией процесса достижения конкретных целей проведения экономической диагностики эффективности. Главная цель – оценить эффективность деятельности организации торговли с позиции принятия экономически обоснованных решений, имеющих тактическую и стратегическую направленность.

- четвертое условие основано на понимании ограниченности выбранных и применяемых аналитических инструментов, их влияния на достоверность результатов экономической диагностики.

Профессиональный аналитик-диагност должен владеть разнообразными аналитическими методами; осознавать проблемы использования определенных методов, методик, показателей; учитывать основную цель проведения экономической диагностики; имеющиеся информационно-аналитические возможности; обосновывать применяемые методические приемы аналитических исследований эффективности деятельности для конкретной ситуации [20, с. 77-78].

- пятое условие – сопоставление затрат на проведение экономической диагностики и получаемого результата. Однако в этом случае может возникнуть дилемма, поскольку упрощение процедур проведения аналитических расчетов может привести не только к экономики средств, потраченных на финансирование их проведения, но и к ограничению возможностей осуществления более полноценных аналитических исследований. Как следствие, возникает потенциальный и реальный риск принятия некорректных управленческих решений.

- шестое условие – наличие оперативной адаптации к быстро изменяющимся рыночным условиям, которые неизбежно влияют на эффективность деятельности организации торговли, что несомненно приводит к необходимости изменений и в методологии экономической диагностики.

Любое аналитическое исследование эффективности деятельности организации независимо от целей и объектов исследования включает в себя ряд этапов, объединенных обоснованными переходами и выполняющих специфические задачи [6].

Главная особенность построения этапов – их логическая взаимосвязь, которая предполагает движение от начального этапа к конечному этапу, от более простого к более сложному. Каждый предыдущий этап является основой, базой следующего этапа, каждый следующий этап является логическим завершением предыдущего. Именно поэтому становится очевидным, что качество экономической диагностики, ее результаты зависят от правильности определения приоритетов на каждом из этапов.

Системность исследования эффективности позволяет разработать методику структурно-логической модели экономической диагностики эффективности деятельности торговой организации.

Преимущества предлагаемой модели заключаются в следующем [15]:

- измерение эффективности деятельности происходит с помощью обобщающих показателей и системы показателей;

- осуществляется охват основных параметров деятельности торговой организации;

- любая подсистема рассматривается локально и во взаимосвязи с другими элементами системы;

- появляется возможность оперативного получения необходимой информации о статике и динамике эффективности деятельности субъекта для принятия управленческих решений.

При необходимости может быть разработана многовариантная программа по числу ключевых признаков, при изменении которых начинает «работать» соответствующий вариант [4].

 

 

 

Структурно логическая модель экономической диагностики эффективности деятельности организации

 

Комплексная оценка экономической эффективности деятельности организации

 

Система обеспечения эффективности деятельности организации

 

- оценка экономической эффективности;

- оценка финансовой эффективности

- оценка рисков

 

Формирование диагноза эффективности деятельности организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Структурно-логическая модель экономической диагностики эффективности деятельности организации

 

Экономическая диагностика эффективности должна быть системной и комплексной. Взаимосвязь экономической диагностики эффективности с общеэкономическими и специальными дисциплинами – очевидна.

Взаимосвязь с экономической теорией основана на использовании в теоретико-методологическом аспекте экономической диагностики эффективности общеэкономических теорий и категорий.  Взаимосвязь с теорией экономического анализа определяется общими методологическими принципами исследованиями. Взаимосвязь с теорией финансов основана на концепциях временной стоимости денег, компромисса риска и доходности, стоимости капитала, альтернативных издержек и т.д. Взаимосвязь с системным анализом определяется исследованием эффективности деятельности торговой организации с позиции структурно-логической модели, где представлены три системные компоненты [21]:

- о комплексная оценка экономической эффективности;

- о анализ финансово-хозяйственной устойчивости;

- о оценка рисков.

Взаимосвязь со стратегическим анализом происходит посредством использования результатов оперативной и последующей экономической диагностики для обоснования решений по регулированию и планированию эффективности деятельности. Полученная информация трансформируется в базу стратегических данных для формирования системы обеспечения экономической эффективности деятельности. Взаимосвязь с финансовым и управленческим анализом заключается в привлечении различных аналитических показателей и использовании основных методов финансового и управленческого анализа (вертикальный, горизонтальный, трендовый, факторный и т.д.). Взаимосвязь с финансовым, управленческим учетом и бухгалтерской (финансовой) отчетностью заключается в формировании исходной информационной основы для аналитических расчетов при реализации экономической диагностики эффективности деятельности организации торговли. Взаимосвязь с менеджментом. Результаты экономической диагностики эффективности являются информационным массивом данных для принятия экономически обоснованных управленческих решений по поводу повышения (стабилизации) эффективности деятельности [22].

В частности взаимосвязь с финансовым менеджментом заключается в использовании однотипного аналитического инструментария и результатов диагностики в принятии управленческих решений финансового характера. Взаимосвязь с антикризисным управлением состоит в том, что экономическая диагностика – компонентой методологии антикризисного управления, диагноз – индикатор финансово-экономического «здоровья» организации. Поскольку «антикризисное управление – это система профилактических и оздоровительных процедур, применяемых к предприятию и направленных на предотвращение его неплатежеспособности», то на основании полученных в результате экономической диагностики данных формируются адекватные процедуры (реструктуризация, финансовое оздоровление, ликвидация и т.д.). Взаимосвязь с контролем. Контроль как функция управления – особый вид деятельности любого хозяйствующего субъекта, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

 Это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования организации принятым управленческим решениям. Следовательно, в экономической диагностике могут применяться на различных стадиях ее проведения те методы и способы, которые используются в контроле.

В свою очередь, аналитические расчеты являются одним из методов контроля. Взаимосвязь с экономической безопасностью организации. В настоящее время динамично развивается теория и методология экономической безопасности субъектов рыночных отношений. Экономическая диагностика эффективности является первичным звеном при формировании концепции экономической безопасности организации, оперативно выявляя негативные ситуации в финансово - хозяйственной деятельности.  Взаимосвязь с маркетинговым анализом обусловлена направлениями (оценка состояния спроса и предложения, коммерческий риск, конкурентоспособность, ценовая политика и т.д.) и методами исследований – экономико - статистические и прогнозные. Взаимосвязь экономической диагностики и маркетингового анализа прослеживается в контексте целеполагания.

Взаимосвязь со статистикой заключается в применении основных методических приемов (группировки) в экономической диагностике.

Резюмируя выше сказанное, следует отметить, что экономическая диагностика эффективности деятельности хозяйствующего субъекта – новый методический подход к системному исследованию эффективности деятельности хозяйствующего субъекта [30].

Таким образом, специфика и сложность диагностики коммерческой организации состоит в том, что определение признаков и симптомов – это многосторонний процесс оценки отклонений показателей на фоне внешних ситуаций и условий функционирования организации с учетом его индивидуальных и отраслевых особенностей.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (05.07.2016)
Просмотров: 1212 | Теги: ресурсы предприятия, эффективность деятельности копмании | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск