Выборы президента США проходят в установленные Конституцией сроки: в високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября, однако избирательная кампания начинается значительно ранее – за год – полтора и регулируется нормами главы 1 «Президентские выборы и вакансии» раздела 3 «Президент» Свода законов США.
Согласно Конституции первоначально Президента США выбирали выборщики, которые были делегированные отдельными штатами. И в современное время за коллегией выборщиков, делегируемых от каждого штата США в соответствии с количеством мест, занимаемых каждым штатом в Палате представителей (Палате) и Сенате, остается окончательное решение по выборам президента. Голоса выборщиков во всех штатах отдаются в пользу кандидата, набравшего большинство голосов при всеобщем голосовании.
Конституция США провозглашает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков, т.е. не менее 270 голосов. Легально получается, что Президентом США становится тот, кого определят 538 человек, из 315-миллионного населения США, входящих в Коллегию выборщиков.
Как уже упоминалось, порой выборщики игнорировали голосование за Президента или голосовали за кандидата не своей политической партии. Палата представителей Конгресса США избирает Президента США из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов в том случае, если же ни один из кандидатов не получит требуемого большинства.
Каждый штат избирает в Коллегию столько выборщиков, сколько депутатов Палаты представителей и членов Сената Конгресса США избирается от данного штата. При этом в силу особенностей Вашингтона как федерального округа, не имеющего полного представительства в Конгрессе США, от него избирается три выборщика.[1]
В результате устоявшейся системы отношений число выборщиков больше, чем избирателей.
Процедура президентских выборов в США является двухступенчатой. На первой стадии граждане избирают так называемую коллегию выборщиков, которые, в общем-то, и решают путем голосования, кто из кандидатов завладеет высшим постом государства, т.е. кто будет Президентом. Число выборщиков от каждого штата соответствует числу его представителей в Конгрессе. Соответственно, чем больше штат, тем шире он представлен в Конгрессе и, одновременно, тем больше выборщиков выдвигает в данную Коллегию.
По результатам внутрипартийного голосования политические партии выдвигают кандидатуры на две должности – президент и вице-президент. После составляется список выборщиков – как правило партийных активистов, к которым законодательство предъявляет следующие требования: они не должны работать в органах исполнительной власти и не могут исполнять обязанности, связанные с распределением денежных средств. Выборщики обязуются голосовать за кандидатуры, выдвинутые партией. В первый вторник ноября граждане голосуют за списки, представленные партиями.
Через 40 дней после своего избрания Коллегия выборщиков выбирает президента. Голосуют выборщики в столицах своих штатов. Чтобы победить, кандидат должен получить 50%+1 голосов. В том случае, если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства, то наступает очередь Палаты представителей Конгресса. Конгрессмены должны выбрать одного из трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, по принципу: «Один штат – один голос».
Если выбор не смогла сделать Палата представителей, тогда голосует Сенат. Сенаторы делают выбор из двух кандидатов, набравших максимальное количество голосов. Победителя определит простое большинство. За всю историю США только дважды президента выбирала Палата представителей: в 1800 и 1824 гг.
Установлены различные ограничения для федеральных выборов избирательного права, которые сконцентрированы ст. ст. 1 – 3 Конституции США:
– возрастной ценз претендентов на пост президента США ограничен 35 годами, т.е. более молодой претендент не имеет право участвовать в выборе Президента;
– срок пребывания в гражданстве: гражданство по рождению для кандидатов в президенты США;
– ценз оседлости: факт проживания на территории штата для кандидатов на места в Конгрессе США и постоянное место жительства на территории США в течение 14 лет для потенциального Президента США. При этом Президент США и вице-президент США не могут представлять один и тот же штат.
Районным судом США Атторней США на основании п. G ст. 1973gg-6 Свода законов США при осуждении лица за совершение преступления должен направить уведомление об осуждении главному чиновнику штата, ответственному за выборы.
Однако действующее законодательство на уровне всех штатов несколько различается в вопросе предоставления активного избирательного права осужденным: только два штата предоставляют заключенным право голосовать на выборах, остальные 48 штатов и федеральный округ Колумбия – запрещают.
8 из штатов США совсем лишают правонарушителей избирательных прав пожизненно, а законодательство еще 8 предусматривает особенную, усложненную процедуру восстановления избирателя в правах по решению губернатора штата при подаче прошения. В некоторых штатах (таких как Флорида, Индиана, Алабама, Мэриленд) приняты правовые меры, облегчающие участие бывших правонарушителей в реализации активного избирательного права.
Избиратель должен быть занесен в реестр избирателей в соответствии с нормами Отдела 1-Н «Национальная регистрация избирателей» раздела 42 Свода законов США. В большинстве штатов применяется постоянная регистрация избирателей, в меньшинстве – периодическая.
Подать соответствующее заявление на включение в список избирателей можно одновременно с получением водительских прав, по почте (ст. 1973gg-4) либо пройти процедуру регистрации в учреждении, осуществляющем процедуру регистрации (ст. 1973gg-5) на основании действующей ст. 1973gg-3 Свода законов США.
Избиратели в некоторых штатах должны заявить о том, какую политическую партию они предпочитают, причем сделать это на процессе регистрации, это необходимо для организации первичных выборов – т.н. праймериз. Не существует единого общефедерального реестра избирателей. Также не существует единых стандартов ведения электронных реестров избирателей. Вся информация об избирателях являются публичными и передаются политическим партиям для ведения агитационной работы с избирателями. На данный момент в США зарегистрировано около 180 миллионов избирателей.[2]
Избирательный бюллетень для голосования в большинстве штатов выдается при предъявлении удостоверения личности. Во многих штатах необходимо личное присутствие избирателя на избирательном участке при первом голосовании, при этом на выборах в США используется так называемый условный бюллетень. Такой бюллетень получает избиратель, если возникают сомнения относительно его права голосовать: если выясняется, что избиратель имел право голосовать, но не был учтен в списке избирателей, то бюллетень учитывается.
Существуют несколько альтернативных форм голосования: голосование по почте, голосование по факсу, голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование, голосование с помощью электронных устройств.
В некоторых штатах также правом на альтернативные формы голосования можно пользоваться без объяснения причины, в других – только при объяснении причин невозможности голосования на обычном участке в письменном виде.
С 2006 г. согласно «Help America Vote Act» все избирательные участки должны быть оборудованы техническими средствами для голосования и подсчета голосов. В соответствии с нормами Отдела 1-F «Доступность голосования для пожилых граждан и инвалидов» раздела 42 Свода законов предусмотрено создание специализированных участков для голосования инвалидов (не менее одного на графство). В некоторых штатах, в частности Орегоне, применяется только голосование по почте.
В ряде штатов кандидаты, выдвинутые не основными политическими партиями или в порядке самовыдвижения, должны были собрать не менее 3 процентов подписей избирателей от числа избирателей, принявших участие в последних выборах в штате, и внести избирательный залог.
Тщательному исследованию государствоведами подверглась применяемая при голосовании на президентских выборах в США система относительного большинства, которая позволяет победившей партии получить все мандаты выборщиков от данного штата. Имели место случаи, когда партия, не набравшая относительного большинства голосов по стране в целом, получала большинство мест в коллегии выборщиков. Так, на чрезвычайно напряженных президентских выборах 2000 г. с несколько затянувшимся финалом (вследствие проблем с достоверным определением воли избирателей в штате Флорида) Республиканская партия получила незначительное большинство в коллегии выборщиков (271 против 267), что обеспечило избрание на пост Президента Дж. Буша-младшего. При этом кандидат от Демократической партии А. Гор получил почти на 340 тыс. голосов рядовых избирателей больше, чем Дж. Буш-младший.
В этой связи многие авторы серьезно озабочены несовершенством механизма реализации принципа равенства в ходе президентских выборов, в том числе неспособностью судебной системы во главе с Верховным Судом США принять адекватные решения по данному вопросу. Когда большинство состава Верховного Суда – пять судей, назначенных при республиканских администрациях, – приняло решение поддержать Буша, а четверо менее консервативных судей выступили против него, это вызвало широкое общественное недовольство и раскол в составе Суда. Профессор публичного права Стэнфордской школы права Памела Карлан назвала данное решение чрезмерно необъективным.
Специалисты по избирательному праву отмечают, что консерватизм избирательной системы США явился причиной проблемных ситуаций при организации выборов в Америке: случаи победы на президентских выборах кандидатов, избираемых коллегией выборщиков, с меньшим числом полученных голосов избирателей, чем у их оппонентов; ограничение избирательных прав жителей округа Колумбия; сложная система уведомительной регистрации избирателей, неравенство представительства избирательных округов; отсутствие единой системы избирательных органов.
В американском конституционном праве считается, что ограничения на финансирование предвыборных кампаний направлены на то, чтобы не допустить конвертации имущественного неравенства в неравенство политическое. Правовая регламентация финансирования предвыборных кампаний является неизбежным фактором, влекущим компромиссы между конкурирующими системами распределения власти в демократическом государстве.
Другими словами, споры о финансировании предвыборных кампаний в США не должны сводиться к выбору между защитой равноправия в избирательном процессе и защитой свободы слова: напротив, регламентация финансирования должна рассматриваться как идеальный компромисс между разными целями.[3]
По мнению Ясмина Дэвуда идеальный компромисс подразумевает максимум три разные цели: во-первых, не допустить явного доминирования богатых людей в избирательном процессе; во-вторых, позволить гражданам критиковать свое правительство; в-третьих, позволить претендентам должным образом состязаться за выборную политическую должность. Судебная власть должна чутко реагировать на любые ситуации, когда законодательная власть действует в собственных интересах, а не на благо общества. При этом суды при оценке законодательства должны исходить из того, что решение о регламентации подразумевает сложный компромисс между конкурирующими целями.
Как правило, в США электронные машины для голосования ведут подсчет голосов. Преимущество электронных машин – быстрые и точные результаты.
В 2000 г. в США во время президентских выборов многие избирательные участки отказались от голосования бумажными бюллетенями, решив использовать технические средства: перфокарточные машины, рычажные аппараты, а на «зажиточных» избирательных участках вводились электронные методы голосования.
В 2002 г. в США был принят Закон «Помоги проголосовать Америке» (Help America Vote Act, HAVA), обязавший избирательные комиссии создать и пополнять электронные централизованные базы избирателей.
Необходимо заметить, что процедура выбора Президента США последних лет достаточно резко отличается от выборов, проходивших в прошлом. Прежде всего, сегодня выдвижение партийных кандидатов привлекает большее количество избирателей. Кроме того, в настоящее время политические партии обращают гораздо внимания на партийных избирателей на уровне штатов в процессе выдвижения кандидатов. Во-вторых, как уже было замечено нами, выросла роль электронных средств массовой информации и Интернета при распространении информации среди избирателей и формировании предвыборного политического курса. Также значительным фактором выступает то обстоятельство, что финансирование президентских выборов происходит за счет государственных средств, на основе соответствующего законодательства, принятого в течение 1970-х гг. в условиях резкого роста избирательных расходов и усугубления проблем формирования фондов кандидатов. В настоящее время Президентские избирательные кампании отражают не только традиционные нормативно-правовые стороны, но и иные аспекты современного высокотехнологического общества.
Таким образом, процедура выборов Президента США подразделяется на 4 этапа:
- Предноминационный этап. На этом этапе кандидаты на пост Президента США конкурируют при проведении первичных выборов (праймериз) и собраний и конференций политических партий нарегиональном (штатном) уровне (кoкусов).
- Национальные партийные съезды. Они проводятся в год выборов, в котором утверждаются кандидаты на должность Президента США.
- Всеобщая избирательная кампания. Этот этап включает в себя включающая предвыборную борьбу кандидатов и волеизъявление избирателей.
- Этап работы коллегии выборщиков. Т.е. официальное избрание Президента США.[4]
Что же касается перспектив развития процедур выборов Президента, то предполагается, что если процесс регистрации и участия в голосовании будет упрощен, то на избирательные участки придет на несколько миллионов больше американских избирателей. Между тем, данное утверждение представляется неприменимым, ввиду того, что у многих американцев на данный момент отсутствует чувство гражданской сопричастности. Без подобной политической перспективы дальнейшая либерализация в вопросах участия в голосовании и регистрации может оказаться безрезультатной.
[1] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. с. 143
[2] Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2011. – с. 148
[3] Чуров В.Е. О соблюдении в США избирательных прав граждан при проведении выборов Президента США 6 ноября 2012 года // Международная жизнь. 2013. №2.С. 36-37
[4] Избирательное право США: Вступительная статья // Сборник нормативных актов зарубежного избирательного законодательства / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2009., с. 267-269
|