Расчётный счёт – это счет, открываемый учреждением банка для юридического лица и предназначенный для хранения денежных средств и проведения расчетных операций по требованию владельца счета, в отличие от расчетного субсчета, открываемого для несамостоятельных хозяйственных объектов (подразделений юридического лица) и служащего только для зачисления поступлений (выручки от продажи товаров, платы за выполнение работ и услуг и т. д.) и последующего их перечисления на расчетный счет юридического лица [16, с. 24].
Расчетный счет открывается организацией, являющейся юридическим лицом и имеющей самостоятельный баланс.
На расчетном счете хранятся свободные денежные средства в валюте Российской Федерации. Расчетные счета используются также для осуществления расчетов с бюджетом, поставщиками, покупателями и разными дебиторами и кредиторами. Выдача и перечисление средств с этого счета осуществляется банком, как правило, на основании приказа владельца счета (организации) или с его согласия (акцепта). Однако в некоторых случаях банк списывает суммы с расчетного счета без согласия его владельца.
Порядок открытия и закрытия банковских счетов организаций регламентируется Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2012 № 2009-У) [5].
Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством РФ.
Для открытия расчетного счета и заключения договора банковского счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы [19, с. 113-114]:
- заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;
- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;
- нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
- лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
- нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
- карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
- протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
- копию приказа о назначении главного бухгалтера;
- паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.
Из числа перечисленных документов непосредственно для банка оформляются заявление на открытие счета, карточка с образцами подписей и оттиска печати, а также договор банковского счета (бланки договоров выдаются банком). Все остальные документы формируются организацией при ее государственной регистрации [10, с. 46].
В заявлении на открытие счета указываются наименование учреждения банка и полное и точное наименование организации, указанное в учредительных документах.
Бланк заявления на открытие счета (форма № 0401025) выдается банком.
Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.
Карточку с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка) представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках.
Бланки карточек изготавливаются банками или их клиентами самостоятельно.
Карточки могут заполняться с применением пишущих машин или ЭВМ шрифтом черного цвета либо ручками с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета.
Карточка должна представляться в банк в одном экземпляре к каждому банковскому счету. В случае обслуживания одним операционным работником банка нескольких счетов организации и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи, банк вправе не требовать оформления карточки к каждому счету [14, с. 51-52].
Право первой подписи принадлежит руководителю организации (единоличному исполнительному органу), а также иным лицам (за исключением главного бухгалтера и/или лиц, уполномоченных на ведение бухгалтерского учета), наделенным правом первой подписи распорядительным актом руководителя организации, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру организации и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта руководителя организации [17, с. 32].
В случае если ведение бухгалтерского учета передано в порядке, установленном законодательством РФ, третьим лицам, им также может быть предоставлено право второй подписи на основании распорядительного акта руководителя организации, которой открывается расчетный счет.
Одно и то же физическое лицо не может быть наделено одновременно правом первой и второй подписи.
Если руководитель организации ведет в случаях, предусмотренных законодательством РФ, бухгалтерский учет, лично, в карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенного (ых) правом только первой подписи.
При этом в карточке в поле «Вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует.
Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, должна быть удостоверена. Применение факсимильной подписи для заполнения карточки не допускается.
В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец оттиска печати организации [26, с. 193].
Образец оттиска печати юридического лица, проставляемый организацией в карточке, должен соответствовать печати, которую имеет организация согласно ее учредительным документам и федеральным законам, устанавливающим требования к печатям юридических лиц. Оттиск печати, проставляемый на карточке, должен быть четким [11, с. 19].
Карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой. Основанием для закрытия банковского счета является прекращение договора банковского счета. В карточках с образцами подписей и оттиска печати банком указывается номер открываемого расчетного счета. Карточки с образцами подписей и оттиска печати остаются в банке и используются для сверки подписей и оттиска печати, проставленных на представляемых организацией расчетных и платежных документах. Например, такая сверка производится при выдаче организации наличных денег по чеку. Проставляемые на расчетных и платежных документах подписи руководителя и главного бухгалтера организации должны точно соответствовать представленным в банк образцам подписей. При несовпадении проставленных на документах подписей с их образцами, хранящимися в банке, банк вправе отказать в приеме этих документов и не осуществить платежи и расчеты по ним. При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др [22, с. 51].
|