Суббота, 04.01.2025, 03:40
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Расчетный счет: понятие, сущность, порядок открытия

Расчётный счёт – это счет, открываемый учреждением банка для юридического лица и предназначенный для хранения денежных средств и проведения расчетных операций по требованию владельца счета, в отличие от расчетного субсчета, открываемого для несамостоятельных хозяйственных объектов (подразделений юридического лица) и служащего только для зачисления поступлений (выручки от продажи товаров, платы за выполнение работ и услуг и т. д.) и последующего их перечисления на расчетный счет юридического лица [16, с. 24].

Расчетный счет открывается организацией, являющейся юридическим лицом и имеющей самостоятельный баланс.

На расчетном счете хранятся свободные денежные средства в валюте Российской Федерации. Расчетные счета используются также для осуществления расчетов с бюджетом, поставщиками, покупателями и разными дебиторами и кредиторами. Выдача и перечисление средств с этого счета осуществляется банком, как правило, на основании приказа владельца счета (организации) или с его согласия (акцепта). Однако в некоторых случаях банк списывает суммы с расчетного счета без согласия его владельца.

Порядок открытия и закрытия банковских счетов организаций регламентируется Инст­рукцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2012 № 2009-У) [5].

Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством РФ.

Для открытия расчетного счета и заключения договора банковского счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы [19, с. 113-114]:

  • заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации орга­низации;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
  • лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законода­тельством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензирова­нию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом ор­гане юридического лица;
  • карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
  • протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
  • копию приказа о назначении главного бухгалтера;
  • паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.

Из числа перечисленных документов непосредственно для банка оформляются заяв­ление на открытие счета, карточка с образцами подписей и оттиска печати, а также дого­вор банковского счета (бланки договоров выдаются банком). Все остальные документы формируются организацией при ее государственной регистрации [10, с. 46].

В заявлении на открытие счета указываются наименование учреждения банка и пол­ное и точное наименование организации, указанное в учредительных документах.

Бланк заявления на открытие счета (форма № 0401025) выдается банком.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка) представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках.

Бланки карточек изготавливаются банками или их клиентами самостоятельно.

Карточки могут заполняться с применением пишущих машин или ЭВМ шрифтом черно­го цвета либо ручками с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета.

Карточка должна представляться в банк в одном экземпляре к каждому банковскому счету. В случае обслуживания одним операционным работником банка нескольких счетов организации и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи, банк вправе не требовать оформления карточки к каждому счету [14, с. 51-52].

Право первой подписи принадлежит руководителю организации (единоличному испол­нительному органу), а также иным лицам (за исключением главного бухгалтера и/или лиц, уполномоченных на ведение бухгалтерского учета), наделенным правом первой подписи распорядительным актом руководителя организации, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ. Право второй подписи при­надлежит главному бухгалтеру организации и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта руководителя организации [17, с. 32].

В случае если ведение бухгалтерского учета передано в порядке, установленном зако­нодательством РФ, третьим лицам, им также может быть предоставлено право второй подписи на основании распорядительного акта руководителя организации, которой открывается расчетный счет.

Одно и то же физическое лицо не может быть наделено одновременно правом первой и второй подписи.

Если руководитель организации ведет в случаях, предусмотренных законодательством РФ, бухгалтерский учет, лично, в карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенного (ых) правом только первой подписи.

При этом в карточке в поле «Вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное пра­вом второй подписи, отсутствует.

Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, должна быть удостоверена. Применение факсимильной подписи для заполнения карточки не допускается.

В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец оттиска печати организации [26, с. 193].

Образец оттиска печати юридического лица, проставляемый организацией в карточке, должен соответствовать печати, которую имеет организация согласно ее учредительным документам и федеральным законам, устанавливающим требования к печатям юридиче­ских лиц. Оттиск печати, проставляемый на карточке, должен быть четким [11, с. 19].

Карточка действует до прекращения договора банковского счета, закрытия счета по вкладу (депозиту) либо до ее замены новой карточкой. Основанием для закрытия банков­ского счета является прекращение договора банковского счета. В карточках с образцами подписей и оттиска печати банком указывается номер открываемого расчетного счета. Карточки с образцами подписей и оттиска печати остаются в банке и используются для сверки подписей и оттиска печати, проставленных на представляемых организацией рас­четных и платежных документах. Например, такая сверка производится при выдаче орга­низации наличных денег по чеку. Проставляемые на расчетных и платежных документах подписи руководителя и главно­го бухгалтера организации должны точно соответствовать представленным в банк образ­цам подписей. При несовпадении проставленных на документах подписей с их образцами, хранящимися в банке, банк вправе отказать в приеме этих документов и не осуществить платежи и расчеты по ним. При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского сче­та, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслужи­ванию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанно­сти сторон и др [22, с. 51].

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (26.10.2018)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск