Превентивные антикризисные механизмы — это совокупность средств и методов осуществления мониторинга хозяйственно - финансовой деятельности предприятия по выбранной системе показателей, обнаружения признаков кризиса, диагностики и идентификации финансового состояния предприятия и реализации мер предупредительного характера. Превентивные механизмы антикризисного управления предприятием направлены на выявление кризисных явлений в деятельности предприятия и на нейтрализацию угрозы кризиса на его ранних стадиях.
Графическая модель развития кризиса на предприятии отражает пессимистический сценарий изменения направленности развития предприятия под влиянием кризиса от стратегий роста или стабильности до реализации стратегии сокращения, от нормального финансового состояния до кризисного, в том числе до банкротства и ликвидации предприятия. Превентивные механизмы антикризисного управления призваны изменить этот негативный сценарий путем мониторинга системы показателей — индикаторов безопасности и введения в действие мер предупредительного характера при обнаружении первых (самых ранних) или даже случайных признаков появления симптомов развития кризиса. Такой возможный оптимистический сценарий действия превентивных антикризисных механизмов, в результате которого происходит нейтрализация угрозы кризиса и восстанавливается стратегическая направленность развития предприятия, графически представлен моделью на рис. 2 [21, с. 132].
Рисунок 2 - Графическая модель восстановления стратегической направленности развития предприятия
Оптимистический сценарий реализуется проведением с принятой периодичностью цикла управления предприятием мониторинга выбранной системы показателей — индикаторов безопасности П1 – Пi – Пk. Если рост или стабильность индикаторов безопасности остаются в пределах плановонормативных значений, то это свидетельствует о совпадении направленности развития предприятия со стратегиями роста или стабильности и об отсутствии признаков начинающегося кризиса. Если в процессе мониторинга фиксируется первая точка Фi перелома тенденции, то это может быть случайным отклонением, но может быть и проявлением начала кризисного развития предприятия. В обоих случаях нужно принимать предупредительные меры, связанные с установлением причин, вызвавших перелом тенденции данного показателя, и принятием соответствующих управленческих решений.
Развитие кризисной ситуации на предприятии требует от менеджеров проведения ряда организационных мероприятий [22, с. 215]. Среди них:
- Создание аналитической группы независимых экспертов и профессиональных специалистов. Такая группа должна иметь особый статус, широкие полномочия и подчиняться только непосредственно собственникам предприятия. Аналитическая группа должна изучить причины развития кризисной ситуации на предприятии, проанализировать действия или бездеятельность менеджмента предприятия, выявить их ошибки. Независимо от создания аналитической группы и ее выводов по анализу причин кризисной ситуации и ошибок менеджмента необходимо осуществить другие организационные мероприятия.
- Концентрация власти на предприятии в руках реальных собственников или их уполномоченных представителей.
Развитие кризисной ситуации на предприятии всегда связано с недостатками организации, мотивации и контроля. Чтобы уменьшить влияние этих недостатков на нерациональный расход финансовых и материальных ресурсов, необходимо максимально централизовать принятие всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия и перемещение персонала (прием на работу, увольнение, внутренняя ротация кадров). Учитывая дефицит времени, новые решения сознательно проводят в жизнь недемократическим путем. Управление сосредоточивается в руках узкого круга лиц, наделяемых легитимной властью, чтобы энергично и за короткий срок провести необходимые изменения.
Кардинальный пересмотр принятых форм внутренней отчетности, ее приоритетных показателей и методик их расчета. Каждое предприятие имеет свою внутреннюю управленческую отчетность, которая позволяет оценивать движение активов и пассивов и несет информацию об основных показателях деятельности, исходя из своих традиционных подходов. Чтобы избежать недостоверных оценок деятельности менеджмента и повысить качественный аспект, необходимо повысить объективность информации и сосредоточить внимание на показателях движения денежных потоков и уровне рентабельности.
|