Понедельник, 29.04.2024, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие философских идей с древнейших времен до наших дней

Таблица «Развитие философских идей с древнейших времен до наших дней»

 

Философские направления

Философы и их последователи

Основные положения

 их учения

I. Философия Древнего Востока

Классические философские системы Древней Индии:

брахманизм

 

 

 

 

 

 

 

йога

 

 

 

 

 

 

буддизм

 

верховные божества

Брахма, Вишну, Шива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будда

 

Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. В основе лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Буквально: «Единение». Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм йоги: йога действия, йога веры и поклонения, йога знания.

Титаническая идея: нет божественного Начала, которое могло бы помочь человеку, есть лишь единственный дух, тот, который спрятан в нашем теле, и он должен победить тело. Первая истина звучит так: в мире существует страдание, страдание имеет свою причину, и для того, чтобы эту причину устранить, существует средство. Вот вторая истина о происхождении страдания: оно происходит от жажды жизни. цель буддийского самоотречения? Эту цель Будда называл нирваной.

Классические философские системы Древнего Китая:

даосизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конфуцианство

 

 

 

 

 

 

В даосизме человек воспринимается как микрокосм, и является вечной субстанцией. Со смертью физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с Дао, основой всего сущего на Земле и во Вселенной, как с источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и физических упражнений, сексуальной гигиены, алхимии и др.

так же как и в даосизме было достижение Дао. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия.

II. Античная Философия (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)

идеализм

(объективный)

Платон

гармоничное царство идей, полнота бытия, открывающуюся человеку во внутреннем созерцании и чистоте мышления.

реализм

(онтологический)

Аристотель

пытается найти путь к созданию новой модели общества, собрал все конституции и пытался вычленить наиболее рациональное.

материализм

Дидро, Гольбах

достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения, осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций.

субъективный

идеализм:

 

софисты

 

 

скептики

 

 

 

 

 

 

Сократ

одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью.

решительно отвергал господство внешнего факта, не находил безусловной истины и правды и в каком внешнем бытии и ни в каком внешнем авторитете.

киники

Диоге́н Сино́пский

развил сократовскую идею самосозерцания до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму; он требовал общности жён и детей и не признавал господствующей морали. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово «цинизм») и распущенности.

эпикурейцы

Эпикур с Самоса

Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.

стоики

Деян

Он учил, что только мудрость делает людей счастливыми, что бедствия жизни суть только воображаемые бедствия и что мудрый человек вообще не должен увлекаться ни радостью, ни печалью. В практической жизни стоики оказывали много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям.

III. Средневековая Философия (V – XV вв)

патристика

философ-платоник, представитель патристики; епископ г. Ниса (М. Азия).

В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.

 

схоластика

Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик

исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика.

IV. Философия Возрождения (XV – XVI вв.)

неоплатонический

пантеизм

 

философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда — нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «Пантеизм», очень быстро ставший общеупотребительным. Довольно сложно свести различные варианты Пантеизма в одно общее определение. Основой всех типов Пантеистов остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как вечная и бесконечная субстанция у Б. Спинозы, абсолютная реальность духа у Г.В.Ф. Гегеля или чистая, свободная и абсолютная воля у Ф.В.Й. Шеллинга. Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в Пантеизме, в зависимости от того, как определяется место этого единства — в Боге или в мире. В Пантеизме Бог растворяется в мире во вселенской перспективе. В панэнтеизме (всё в Боге) мир оказывается только способом Божественного проявления.

материалистический

пантеизм

 

V. Философия нового времени (XVI – XVIII вв.)

эмпиризм

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк

одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.

рационализм

Гегель

развитие человека как свободно-разумной личности.

сенсуализм

субъективно-идеалистический

 

Сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в Сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами.

сенсуализм

материалистический

 

учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы.

механический

материализм

И.И.Скворцов-Степанов

Объясним, что такое «механицизм». В 17-18 вв. из всех наук наибольшее развитие получила механика. И естественно, что философы прибегали к ее услугам, когда объясняли мир. «высокие» формы развития (биологические, общественные), а их сводят к механике, все объясняя ее закономерностями. Метод, при котором сложные явления сводятся к их более простым составляющим, называется механицизмом.

VI. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.)

дуализм

И.Кант

мир познается умом лишь поскольку он создается им же.

объективный идеализм

Шеллинг; Гегель 

Основное понятие учения – интеллигенция,  интеллигенция - это разумное, идеальное начало.

субъективный идеализм

 

одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью.

антропологический материализм

Фейербах

Центральной проблемой
философии, должен быть человек как
телесное, природное существо. Вследствие такого
смещения акцента с природы на человека материализм
Фейербаха принято называть антропологическим
материализмом.
В отличие от религии, которая опирается на веру в
догматы, философия,стремится
раскрыть действительную природу вещей, и прежде всего
разобраться в вопросе о сущности человека.

VII. Современная Западная философия (XX в.)

неопозитивизм

английские философы-аналитики, последователи Дж. Э. Мура (Л. С. Стеббинг, Дж. Уисдом)

неопозитивизм считает, что знание о действительности даётся лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.

экзистенциализм

Л.Шестов

Н.А.Бердяев

философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

психоанализ

З. Фрейд

философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В Психоанализе проводится различие между техникой Психоанализа как методом психологического исследования бессознательных психических процессов, связанной с этой техникой терапией и основанной на них теорией Психоанализа — совокупностью разнородных предположений о строении и функционировании психического аппарата в целом.

прагматизм

Чарльз Пирс

Пирс указывал сперва, что наши убеждения суть фактически правила для действия; затем он говорит, что для того, чтоб выяснить смысл какого-нибудь утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия, которое оно способно вызвать: в этом способе действия и заключается для нас все значение данного утверждения. В основе всех находимых нами между нашими мыслями (утверждениями) различий - даже самого тонкого и субтильного свойства - лежит следующий конкретный факт: ни одно из них не настолько тонко, чтобы выражаться как-нибудь иначе, чем в виде некоторой возможной разницы в области практики.

постмодернизм

Ж. Деррид, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ф. Гваттари,

 У. Эко, Р. Рорти.

широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.

VIII. Русская философия в XIX – XX вв.

западники

Л.Я. Чаадаев

Течение русской общественной и философской мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми Западники первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно: Западники не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к нему отрицательно, либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеала европейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.

славянофилы

Алексеи Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич
Аксаков, Юрий Федорович Самарин

в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения
русской социально-философской мысли. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность
России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу?

философия всеединства

Владимир Соловьев, братья Трубецкие, отец Сергий Булгаков

Философия всеединства, осознавая ценность и смысл «всего конкретно сущего», обосновывала и возможность «одухотворения плоти». Изначальная антиномичность плоти и духа воспринималась как проблема соотношения свободы и необходимости, веры и знания, созидания и разрушения.

христианский социализм

 

это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански для подготовки к Царству Небесному, когда, по слову святителя Иринея Лионского, "достойные постепенно привыкают вмещать Бога". И христианский социализм - образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая государством. В основе христианского социализма лежит христианская любовь, любовь к Богу и ближнему. Каждый служит всем остальным. Христианский социализм вырастает из любви и является той общественной формой, в которой христианская любовь сохраняется наилучшим образом.

русский космизм

Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский.

Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой
культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и
космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное
космическое направление научно-философской мысли.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (28.12.2015)
Просмотров: 1547 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск