Философские направления
|
Философы и их последователи
|
Основные положения
их учения
|
I. Философия Древнего Востока
|
Классические философские системы Древней Индии:
брахманизм
йога
буддизм
|
верховные божества
Брахма, Вишну, Шива
Будда
|
Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду-самая. В основе лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.
Буквально: «Единение». Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм йоги: йога действия, йога веры и поклонения, йога знания.
Титаническая идея: нет божественного Начала, которое могло бы помочь человеку, есть лишь единственный дух, тот, который спрятан в нашем теле, и он должен победить тело. Первая истина звучит так: в мире существует страдание, страдание имеет свою причину, и для того, чтобы эту причину устранить, существует средство. Вот вторая истина о происхождении страдания: оно происходит от жажды жизни. цель буддийского самоотречения? Эту цель Будда называл нирваной.
|
Классические философские системы Древнего Китая:
даосизм
конфуцианство
|
|
В даосизме человек воспринимается как микрокосм, и является вечной субстанцией. Со смертью физического тела дух растворяется в мировой «пневме». Бессмертие достигается путем слияния с Дао, основой всего сущего на Земле и во Вселенной, как с источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и физических упражнений, сексуальной гигиены, алхимии и др.
так же как и в даосизме было достижение Дао. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия.
|
II. Античная Философия (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)
|
идеализм
(объективный)
|
Платон
|
гармоничное царство идей, полнота бытия, открывающуюся человеку во внутреннем созерцании и чистоте мышления.
|
реализм
(онтологический)
|
Аристотель
|
пытается найти путь к созданию новой модели общества, собрал все конституции и пытался вычленить наиболее рациональное.
|
материализм
|
Дидро, Гольбах
|
достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения, осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций.
|
субъективный
идеализм:
софисты
скептики
|
Сократ
|
одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью.
решительно отвергал господство внешнего факта, не находил безусловной истины и правды и в каком внешнем бытии и ни в каком внешнем авторитете.
|
киники
|
Диоге́н Сино́пский
|
развил сократовскую идею самосозерцания до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму; он требовал общности жён и детей и не признавал господствующей морали. Диоген стал символом кинического бесстыдства (отсюда слово «цинизм») и распущенности.
|
эпикурейцы
|
Эпикур с Самоса
|
Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием.
|
стоики
|
Деян
|
Он учил, что только мудрость делает людей счастливыми, что бедствия жизни суть только воображаемые бедствия и что мудрый человек вообще не должен увлекаться ни радостью, ни печалью. В практической жизни стоики оказывали много терпения, строгость нравов и нечувствительность к страданиям.
|
III. Средневековая Философия (V – XV вв)
|
патристика
|
философ-платоник, представитель патристики; епископ г. Ниса (М. Азия).
|
В антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.
|
схоластика
|
Ансельм Кентерберийский-философ-схоластик
|
исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика.
|
IV. Философия Возрождения (XV – XVI вв.)
|
неоплатонический
пантеизм
|
|
философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда — нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «Пантеизм», очень быстро ставший общеупотребительным. Довольно сложно свести различные варианты Пантеизма в одно общее определение. Основой всех типов Пантеистов остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как вечная и бесконечная субстанция у Б. Спинозы, абсолютная реальность духа у Г.В.Ф. Гегеля или чистая, свободная и абсолютная воля у Ф.В.Й. Шеллинга. Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в Пантеизме, в зависимости от того, как определяется место этого единства — в Боге или в мире. В Пантеизме Бог растворяется в мире во вселенской перспективе. В панэнтеизме (всё в Боге) мир оказывается только способом Божественного проявления.
|
материалистический
пантеизм
|
|
V. Философия нового времени (XVI – XVIII вв.)
|
эмпиризм
|
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк
|
одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.
|
рационализм
|
Гегель
|
развитие человека как свободно-разумной личности.
|
сенсуализм
субъективно-идеалистический
|
|
Сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в Сенсуализм Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами.
|
сенсуализм
материалистический
|
|
учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы.
|
механический
материализм
|
И.И.Скворцов-Степанов
|
Объясним, что такое «механицизм». В 17-18 вв. из всех наук наибольшее развитие получила механика. И естественно, что философы прибегали к ее услугам, когда объясняли мир. «высокие» формы развития (биологические, общественные), а их сводят к механике, все объясняя ее закономерностями. Метод, при котором сложные явления сводятся к их более простым составляющим, называется механицизмом.
|
VI. Немецкая классическая философия (XVIII – XIX вв.)
|
дуализм
|
И.Кант
|
мир познается умом лишь поскольку он создается им же.
|
объективный идеализм
|
Шеллинг; Гегель
|
Основное понятие учения – интеллигенция, интеллигенция - это разумное, идеальное начало.
|
субъективный идеализм
|
|
одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает её как нечто полностью определяемое его активностью.
|
антропологический материализм
|
Фейербах
|
Центральной проблемой
философии, должен быть человек как
телесное, природное существо. Вследствие такого
смещения акцента с природы на человека материализм
Фейербаха принято называть антропологическим
материализмом.
В отличие от религии, которая опирается на веру в
догматы, философия,стремится
раскрыть действительную природу вещей, и прежде всего
разобраться в вопросе о сущности человека.
|
VII. Современная Западная философия (XX в.)
|
неопозитивизм
|
английские философы-аналитики, последователи Дж. Э. Мура (Л. С. Стеббинг, Дж. Уисдом)
|
неопозитивизм считает, что знание о действительности даётся лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.
|
экзистенциализм
|
Л.Шестов
Н.А.Бердяев
|
философия существования — философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.
|
психоанализ
|
З. Фрейд
|
философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В Психоанализе проводится различие между техникой Психоанализа как методом психологического исследования бессознательных психических процессов, связанной с этой техникой терапией и основанной на них теорией Психоанализа — совокупностью разнородных предположений о строении и функционировании психического аппарата в целом.
|
прагматизм
|
Чарльз Пирс
|
Пирс указывал сперва, что наши убеждения суть фактически правила для действия; затем он говорит, что для того, чтоб выяснить смысл какого-нибудь утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия, которое оно способно вызвать: в этом способе действия и заключается для нас все значение данного утверждения. В основе всех находимых нами между нашими мыслями (утверждениями) различий - даже самого тонкого и субтильного свойства - лежит следующий конкретный факт: ни одно из них не настолько тонко, чтобы выражаться как-нибудь иначе, чем в виде некоторой возможной разницы в области практики.
|
постмодернизм
|
Ж. Деррид, Ж. Лакан, Ж. Делёз, Ф. Гваттари,
У. Эко, Р. Рорти.
|
широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков.
|
VIII. Русская философия в XIX – XX вв.
|
западники
|
Л.Я. Чаадаев
|
Течение русской общественной и философской мысли 1840-х гг., выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России. Название, возникшее в результате полемики со славянофилами, с которыми Западники первоначально составляли единое сообщество свободомыслящих, оппозиционно настроенных интеллектуалов, не вполне точно: Западники не отрицали своеобразия, оригинальности рус. культуры, однако либо относились к нему отрицательно, либо рассматривали его как особый вид или путь к достижению единого идеала европейской культуры, которую они рассматривали как общечеловеческую.
|
славянофилы
|
Алексеи Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, Константин Сергеевич
Аксаков, Юрий Федорович Самарин
|
в мировой истории оформились славянофильство и западничество как противоположные течения
русской социально-философской мысли. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность
России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу?
|
философия всеединства
|
Владимир Соловьев, братья Трубецкие, отец Сергий Булгаков
|
Философия всеединства, осознавая ценность и смысл «всего конкретно сущего», обосновывала и возможность «одухотворения плоти». Изначальная антиномичность плоти и духа воспринималась как проблема соотношения свободы и необходимости, веры и знания, созидания и разрушения.
|
христианский социализм
|
|
это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански для подготовки к Царству Небесному, когда, по слову святителя Иринея Лионского, "достойные постепенно привыкают вмещать Бога". И христианский социализм - образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая государством. В основе христианского социализма лежит христианская любовь, любовь к Богу и ближнему. Каждый служит всем остальным. Христианский социализм вырастает из любви и является той общественной формой, в которой христианская любовь сохраняется наилучшим образом.
|
русский космизм
|
Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский.
|
Под космизмом часто понимают целый поток русской, а то и мировой
культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и писателей, художников, представителей других творческих профессий. Ведь связь человека и
космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Именно в нашей стране начиная с середины прошлого века, зародилось, а в ХХ веке широко развернулось уникальное
космическое направление научно-философской мысли.
|