В целях решения задач в области развития здравоохранения на современном этапе не менее 70 % средств, направляемых в эту отрасль, поступает через систему обязательного медицинского страхования. Преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю, оказывать медицинскую помощь по принципу врача общей практики. Следовательно, внедрение преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования должно привести к более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов. Таким образом, в качестве определяющего направления развития системы финансирования здравоохранения в стране выступает реформирование обязательного медицинского страхования как основного источника финансирования отрасли на современном этапе. В связи с этим нами проведена периодизация развития страховой медицины в России, позволяющая выявить особенности содержания современного этапа развития системы медицинского страхования в стране.
Проведенный ретроспективный анализ развития системы медицинского страхования в отечественном здравоохранении позволил выделить три основных этапа (рис. 2)[1]:
1-й этап (1912–1933 гг.) – формирование отечественной страховой медицины. В этот период происходило введение медицинского страхования в правовое поле; появились дополнительные источники финансирования медицинской помощи (страховые фонды, образуемые за счет взносов рабочих и предпринимателей); была сформирована бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1-Й ЭТАП (1912–1933 гг.)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
2-Й ЭТАП (1934–1990 гг.)
ОТКАЗ ОТ ПРИНЦИПОВ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ И ПОЛНЫЙ ПЕРЕХОД
К БЮДЖЕТНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
3-Й ЭТАП (1991 г. – настоящее время)
ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рисунок 2 – Этапы развития обязательного медицинского страхования в стране
2-й этап (1934–1990 гг.) – отказ от принципов страховой медицины и полный переход к бюджетному обеспечению здравоохранения (советский период). Данный этап характеризовался господством государственной системы здравоохранения в рамках плановой экономики. В 1934 г. произошла ликвидация страховой медицины; ассигнования по фонду медицинской помощи застрахованным стали включатся в общий бюджет здравоохранения, а финансирование медицинской помощи осуществлялось исключительно за счет бюджетных средств.
3-й этап (1991 г. – настоящее время) – возрождение медицинского страхования в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и последующей реорганизации фондов медицинского страхования. Экономический кризис 1990-х гг. привел к существенному недофинансированию системы здравоохранения. Главным фактором, определившим принятие решения о внедрении системы обязательного медицинского страхования на данном этапе, стал поиск возможностей расширения источников финансирования отрасли и новых каналов стабильного поступления дополнительных средств.
Проведенная периодизация является необходимым условием для изучения исторического опыта становления и развития обязательного медицинского страхования в России в рамках системы финансового обеспечения здравоохранения. Она способствует упорядочению структуры аналитической информации о финансировании отечественного здравоохранения и позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от государственного устройства страны, идеологии и финансовой политики государства в разные периоды времени преобладают те или иные источники финансирования отрасли.
Современный этап развития системы медицинского страхования в России характеризуется реорганизацией фондов обязательного медицинского страхования, согласно которой вся базовая ставка страховых взносов поступает в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также переходом к принципу преимущественно одноканального финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. Основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, переносится на уровень субъекта РФ. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) медицинских учреждений (автономные, казенные, бюджетные учреждения нового типа) обусловливает изменение порядка их финансирования (субсидии, выделяемые под конкретные государственные задания). Тем самым государство переходит к конкурентной модели, в которой лидирующую позицию занимают пациент и качество оказываемой медицинской помощи.
|