Реализация национальных проектов – крайне важная и масштабная для государства задача, решение которой невозможно без распределения полномочий по регионам. Изначально все национальные проекты были запланированы как мероприятия, способные в корне изменить экономическую и социальную ситуацию в стране, и пропагандировались как кардинальные реформы, касающиеся каждого региона и всей Российской Федерации в целом. В последующем круг задач был сужен, национальные проекты стали в первую очередь определяющими направлениями, обозначающими вектор развития государства.
Однако российское государство слишком велико и разнородно, как в культурном, так и в социально-экономическом планах. Именно поэтому федеральный центр и регионы, после четкого формулирования целей национальных проектов, разделили ответственность за их реализацию. Совместная работа властей разных уровней – абсолютная необходимость, осознаваемая, вероятно, всеми ответственными лицами. Отработка совместной деятельности и сотрудничества в рамках выполнения конкретных задач началась уже на этапе первых пилотных проектов по модернизации социально значимых отраслей.
В реализацию приоритетных национальных проектов вовлечены органы власти всех уровней, от государственного федерального, до местного муниципального управления. Президент РФ включен в эту систему в качестве высшего должностного лица государства, имеющего право управления всей системой исполнительной власти. Он, в первую очередь, обозначает основные направления развития внутренней и внешней политики, во-вторых, гарантирует соблюдение Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина, а в третьих лично координирует реализацию нацпроектов в масштабах всего государства, при необходимости способствуя решению тех или иных проблем на федеральном и региональном уровне.
Первоначально идея развития государства в рамках реализации национальных проектов в областях, требующих первостепенного внимания, была выдвинута в октябре 2005 года Президентом РФ В.В. Путиным. Основные направления развития (всего их обозначено четыре) были заранее определены в послании Федеральному посланию в 2004 году.
Курировать национальные проекты был назначен тогда еще вице-премьер Д.А. Медведев, которому был подчинен специально созданный указом президента Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Совет по реализации национальных проектов – основной координирующий и контролирующий орган, созданный как совещательный. В состав Совета входит председатель, ответственный секретарь Совета и членов Совета. Ответственный секретарь Совета и члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах. Председателем Совета является Президент Российской Федерации.[35]
Его главными функциями были следующие:
- координация действий федеральных органов государственной власти, органов управления субъектов РФ;
- контроль за работой органов местного самоуправления в рамках нацпроектов;
- обеспечение взаимодействия между различными общественными объединениями, научными, экспертными и другими организациями, задействованными в работе над нацпроектами;
- координация, информационная поддержка, аналитическая работа, связанная с реализацией приоритетных национальных проектов на уровне федеральной исполнительной власти.
Совет имеет право требовать от любых органов государственной и муниципальной власти материалы, сведения, документы, необходимые для выполнения возложенных функций, а также реализации нацпроектов.
Совет имеет возможность приглашать на заседания должностные лица всех уровней, направлять своих представителей для участия в осуществлении деятельности различных органов власти, помощи в проведении конференций, семинаров и совещаний, связанных с поставленными задачами. Также совет может привлекать для проведения экспертиз и аналитических работ научные и экспертные организации, а также отдельных специалистов, в с соответствии с установленными законодательством нормами.
Правительство Российской Федерации должно было выступить особым координационным центром, обеспечивающим информационное, техническое, правовое обеспечение процессов работы над приоритетными национальными проектами, в соответствие со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Так, на Правительство страны были возложены обязанности по обеспечению разработки и внедрения государственной автоматизированной системы информационного обеспечения по управлению нацпроектами, что было закреплено в решениях Совета по реализации ПНПиДП от 21 декабря 2005 года и 28 апреля 2006 года, а также решением президиума Государственного совета РФ от 13 сентября 2006 года.
На первом этапе реализации национальных проектов их финансирование осуществлялось в первую очередь за счет федерального бюджета, однако масштабы мероприятий, связанных с их проведением, поставили власти перед необходимостью привлечения региональных и муниципальных бюджетов, а также средств, полученных от вовлечения в процесс частного капитала.
Дальнейшая работа, а также переход на трехгодичный принцип формирования федерального бюджета, стало очевидно, что проекты слишком сложны и комплексны, поэтому требуется более четкая формулировка задач, экономическое обоснование и серьезный контроль за реализацией отдельных мероприятий и каждой программы в отдельности. Потребовалось уточнение методических и организационно-экономических подходов к управлению механизмами финансирования национальных проектов, обоснованность заявленных трат и форм реализации заявленных мер. Возникла необходимость не только в консолидированном финансировании, но и в совместном управлении национальными проектами, с привлечением властей всех уровней.[37]
Финансирование национальных проектов осуществляется из федерального бюджета, региональных и областных бюджетов, местных бюджетов, а также внебюджетных фондов. Общий объем финансирования нацпроектов представлен в таблице 2.1. (по данным Обзора социальной политики: начало XXI века под ред. Т. Малевой. – М.: НИСП, 2007).
Таблица 2 – Структура расходов на национальные проекты в общих расходах федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2006 г.
Нац. проект
|
Расходы федерального бюджета, млрд. руб.
|
Отношение расходов на нацпроекты к расходам федерального бюджета, %
|
Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ, млрд. руб.
|
Отношение расходов на нацпроекты к расходам консолидированных бюджетов субъектов РФ, %
|
Здравоохранение
|
67,7
|
123,8
|
525,4
|
16,3
|
Образование
|
156,0
|
16,2
|
810,7
|
3,1
|
ЖКХ
|
12,1
|
292,3
|
578,7
|
6,1
|
Сельское
хозяйство
|
18,9
|
85,7
|
84,6
|
19,1
|
Огромная роль в реализации нацпроектов по всем четырем направлениям принадлежит федеральным министерствам, отдельным государственным и негосударственным службам и агентствам, на которые была возложена разработка отдельных программ и мероприятий в рамках поставленных целей и задач.
Активное участие в реализации национальных проектов принимают также исполнительные органы субъектов РФ, как неотъемлемые элементы вертикальных федеративных отношений в системе разделения властей. Более того, именно на региональные органы управления возложены основные функции по реализации нацпроектов, так как именно они наиболее близко знакомы с проблемами и особенностями регионов, находящихся в их зоне ответственности, как политического, социального, демографического, так и культурно-исторического характера.
Органы местной власти способны наиболее чутко реагировать на изменения экономического состояния региона, настроения и ожидания граждан, осуществляя при этом четкий мониторинг социально-экономического развития того или иного субъекта федерации. Следует понимать, что наибольшее число проблем в реализации приоритетных национальных проектов возникает именно на уровне регионов. Это происходит в силу дотационного характера ряда региональных бюджетов, а также в связи с тем, что регулярно часть федерального финансирования, направляемого на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов, расходуется региональными властями не по назначению, что является предметом разбирательства правоохранительных и федеральных контролирующих органов.
Вместе с тем, понимание необходимости делегирования ответственности за реализацию нацпроектов регионам, пришло не сразу. Только в 2009 году вопрос передачи части ответственности за нацпроекты на регионы был поднят и президентом РФ Дмитрием Медведевым. В своем обращении он рекомендовал правительству разработать дополнительные меры по реализации приоритетных национальных проектов в 2009 году с учетом экономической ситуации государства в целом и каждого субъекта в отдельности, а затем запланировать необходимый объем финансирования нацпроектов за счет средств бюджетов субъектов РФ. Таким образом, ответственность и основные функции по реализации нацпроектов, с 2009 года были возложены на региональные власти.
Полномочия и задачи разных уровней власти распределены следующим образом:
Задачи федерального центра:
1. управление реализацией национальных проектов, координация работы всех его участников;
2. формирование и доработка необходимой законодательной базы;
3. финансирование за счет средств федерального бюджета, распределение нагрузки по бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам;
4. оказание поддержки властям всех уровней в реализации нацпроектов, формирование базовых принципов работы;
5. софинансирование необходимых мер на федеральном уровне.
Задачи региональных властей:
1. разработка региональных программ, направленных на реализацию национальных проектов;
2. административно-организационное обеспечением реализации утвержденных программ;
3. софинансирование федеральных программ.
Задачи муниципальных властей:
1. привлечение средств частных инвесторов и фондов;
2. разработка местных программ, направленных на реализацию национальных проектов;
3. создание условий для реализации и участие в реализации отдельных федеральных, региональных и местных программ на муниципальном уровне;
4. выполнение поручений федерального и регионального центров.
С точки зрения организации управления национальными проектами, главная, после финансирования, задача – это обеспечение сквозного управления национальными проектами на всех уровнях. В целях координации деятельности областных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по реализации приоритетных национальных проектов на региональном уровне были созданы Советы при руководителе региона. В Санкт-Петербурге это Совет при Губернаторе Санкт-Петербурга. Для формирования системы общественного мониторинга ситуации были сформированы Общественные советы по контролю за реализацией национальных проектов, кроме того, заработали Общественные комиссии по реализации национальных проектов и ряд других негосударственных контрольных органов.
В настоящий момент именно региональная исполнительная власть осуществляет контроль и координацию процессов реализации приоритетных национальных проектов в муниципальных образованиях, обеспечивая муниципальным программам необходимые источники финансирования мероприятий в рамках указанных проектов.
- Для курирования и контроля за выполнением нацпроектов был создан Совет при президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике. Был определен перечень зон его ответственности, созданы подконтрольные советы в регионах, которые в свою очередь сформировали собственные комитеты и контрольные группы. Расходы на реализацию нацпроектов были включены в бюджеты. Средства выделялись регионам на реализацию конкретных программ, разработанных в рамках общей стратегии развития выбранных областей.
- Многие мероприятия в рамках реализации нацпроектов были подготовлены в спешке и не получили достаточной законодательной и методической базы. Механизмы контроля за реализацией нацпроектов до конца не отработаны, не выделена система интегральных показателей, позволяющих оценить степень проведённых преобразований.
- Отсутствует также система оценки эффективности реализации национальных проектов, которая должна быть напрямую связана с основными показателями качества жизни. А тем временем только системный подход, включающий все процессы в рамках социальной политики государства, способен обеспечить эффективное использование ресурсов, вкладываемых реформы.
- Расходы на реализацию приоритетных национальных проектов почти полностью легли на бюджеты субъектов РФ и на бюджеты муниципальных образований, увеличив, таким образом, нагрузку на местные, и без того дефицитные, бюджеты.
- Как в начале реализации нацпроектов, так и сейчас не разработана методическая база, необходимая для корректировки направлений реализации нацпроектов на уровне региона и муниципалитета. Россия, регионы которой по своему демографическому, климатическому признаку, а также по обеспеченности материальными ресурсами, могут существенно отличаться друг от друга, нуждается реформах, основанных, в том числе и на принципах устойчивого регионального развития.
- Только на уровне субъектов РФ можно проводить полноценную корректировку осуществляемых мероприятий в рамках приоритетных национальных проектов, акцентируя внимание на наиболее злободневных проблемах, возникающих в различных отраслях экономики региона.
|