Формирование российского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости. Основными ориентирами российского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.
Рынок труда – это, прежде всего, система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками [8, с.64].
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:
– отношения между наемными работниками и работодателями;
– отношения между субъектами рынка труда и представителями профсоюзов, ассоциаций работодателей, служб занятости;
– отношения между субъектами рынка труда и государством.
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Любой процесс регулирования, и в том числе регулирования рынков труда, состоит из ряда обязательных элементов:
1) субъекта управления или управляющего;
2) объекта управления или управляемого;
3) прямой связи между субъектом и объектом управления или распорядительной информации;
4) обратной связи между ними или исполнительной информации.
Эти основные элементы в совокупности представляют собой систему регулирования.
Элементы системы управления находятся во взаимодействии и взаимосвязи. О необходимости государственного регулирования рынка труда свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. Он показывает, что механизм «саморегулирования» рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и взвешенным. В центре внимания должны быть прежде всего проблемы эффективности экономики, увеличения производительности труда, повышения мобильности рабочей силы.
Государственное регулирование рынка труда предусматривает:
1) оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
2) профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
3) бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости);
4) развитие предпринимательства, малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест, содействие самозанятости;
5) формирование информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда [9, с. 154].
Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов экономического и социального развития, выходящих за пределы законодательно-нормативного регулирования. Государство также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места, или льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население.
Основная цель – не просто обеспечить граждан России рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Государственное регулирование необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики. Происхождение государства тесно связывается с развитием общественного разделения труда, которое возникло при переходе к производящей экономике.
|