Суббота, 11.01.2025, 17:48
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Российская государственность в XVII в. Начало формирования абсолютизма в России

Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В Соборном Уложении была целая глава, посвященная тому, "как его государьское здоровье оберегати". Даже при кратких отлучках царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя "государство ведати". В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти - скипетром и державой. Каждое появление царя было событием, при выходах к народу его вели под руки бояре. Все это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма.

Под абсолютизмом понимается монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону.

Полностью абсолютизм в России сложился при Петре I, а расцвет его принято относить к эпохе Екатерины II. Во второй половине XVII в. происходило постепенное формирование абсолютизма.

Все происходившие в XVII в. в системе управления государством изменения были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. Если Ивану Грозному для установления безграничной собственной власти потребовались чрезвычайные террористические меры, способные запугать страну, то Алексею Михайловичу они были не нужны - его власть опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления.[5, стр. 129-131]

Расширение связей с Украиной, православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. В 1652 г. московским патриархом был избран Никон, который начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы по греческим правилам.

Эти нововведения вызвали протест со стороны части боярства и духовенства. Произошел раскол в русской церкви.

Внешне разногласия между Никоном и старообрядцами сводился к тому, по каким образцам — русским или греческим — унифицировать церковные книги. Спор шел и о том, как креститься — двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против.

Одержав победу над старообрядцами, Никон сумел добиться титула “великого государя”, что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Таким образом, церковь создавала серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму, претендуя на большую власть. Конфликт церкви и государства принял открытый характер в 50 — 60-е гг. XVII в. Светской власти понадобилось восемь лет, чтобы оформить низложение Никона — церковный собор 1666 г. сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал Ферапонтов монастырь под Вологдой.

Таким образом, в России в конце XVII в. отчетливо наметились тенденции перехода к абсолютной монархии.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 519 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск