С позиции экономической социологии природа и сущность социальной ответственности определена через теорию социального действия (М. Вебер) как исходной точки начала аналитического движения. Количественная определенность целей и средств образует ее инструментальный элемент, а обеспечение жизнедеятельности – содержательный (субстантивный), являющих собой суть двух значений экономического, единство которых составляет ее специфику, смысл и цель. Социальная ответственность укоренена в социальных отношениях и является формой социального действия – не автономна от него, ориентирована на действия и реакцию других, встроена в культурные и властные отношения, осознана и мотивирована, сопровождается постоянной легитимацией, не ограничивается ссылками на одну только эффективность (А. Рубинштейн, Р. Гринберг). В данной логике социально ответственная организация – рефлексирующая, гибкая (Л. Тевено), способная поступать вопреки (Э. Гидденс), социально-дифференцированная, социально активная и деятельная, информированная, познающая, социализирующаяся, способная стать автором и субъектом стратегического действия (способна на стратегию)[3].
Социальная ответственность имеет объективную и субъективную природу; реализуется посредством системы хозяйственных действий организации. Она есть не только наблюдаемое поведение хозяйственного агента, его субъективная позиция (мотивы, установки, способы определения ситуации), но и совокупность интересов, ожиданий, требований заинтересованных сторон. Социальная ответственность социально и экономически детерминирована. Она реализуется в системе взаимосвязей внешней и внутренней социальной среды организации, имеющей свою сложную и подвижную структуру, интересы и ожидания. Принимает форму социальных инвестиций, встроенных во все другие инструменты социальной ответственности. Социальная ответственность является элементом экономической и социальной сферы организации. Образует условие ее социально-экономической результативности.
Структура социальной ответственности включает: базовую часть (сама организация, ее стейкхолдеры), сферу взаимодействия и реализации социально ответственного поведения (производительные силы, производственные отношения, внепроизводственная сфера), социально-экономические и организационные условия (взаимные социальные ожидания и уровень их удовлетворения, взаимная ответственность, формальные нормы, требования, стандарты), источники (текущие расходы, валовой/чистый доход или прибыль, доходы от внебюджетной или предпринимательской деятельности, специальные фонды), направления (внешняя, внутренняя социальная среда), меру социальной ответственности (базовая, добровольная), ее уровень (количественный, качественный, сводный интегральный), инструменты (социальные инвестиции), результативность (эффективная, неэффективная). Позволяет провести четкую операционализацию и формализацию составляющих ее категорий[11].
Социально-экономическая роль социальной ответственности в практике хозяйствования организации выражается через ее экономические и социальные функции. Определение их сущности, наряду с принципами социальной ответственного поведения позволяет установить основные направления ее реализации. Движение социальной и экономической детерминант, совершенствование системы социальной ответственности организации влечет за собой постепенную трансформацию экономических функций экономии, страхования рисков, стимулирования социальной активности и их замену на функции более высокого прядка – учетно - аналитическую, интегрирующую, культурологическую и др., формирующих социально-экономическую результативность организации, и ее социально ответственной деятельности.
Социально ответственное поведение организации меняется в зависимости от трансформации социально-экономических условий ее реализации,что обусловливает необходимость организации работы по систематическому мониторингу и измерению масштабов, уровня, эффективности реализации социальной ответственности, их сопоставления по организациям.
Экономико-социологический анализ социальной ответственности должен осуществляться с учетом многих факторов: форм, направлений реализации, адресатов, стандартов нефинансовой отчетности, социально-экономических условий, масштаба, областей получения выгод, качества [10].
Оценку социальной ответственности организации следует производить с количественной (масштаб – количественный абсолютный, относительный и интегральный уровень), качественной (индекс качества) стороны, и завершать комплексным показателем – сводным интегральным уровнем [4].
Эффективность социальной ответственности определена как важнейшая характеристика качества социально-экономической системы организации с точки зрения соотношения результатов, обеспеченных ее социально ответственным поведением и социально ориентированных затрат, вызвавших эти эффекты. Социальная ответственность влияет на экономическую социодинамику организации. Система социальной ответственности выступает структурным элементом долгосрочной стратегии организации, фактором совершенствования и развития как самой организации, так и общества.
|