Воскресенье, 28.04.2024, 23:01
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Совершенствование финансовой политики РФ

Сегодня, в условиях не простой экономической ситуации, наиболее отчётливо проявилась необходимость формирования эффективной, устойчивой, вполне независимой национальной экономики. Чтобы экономика России стала таковой недостаточно накапливать национальные страховые резервы. Резервы способны лишь временно приостановить падение.

Для совершенствования финансовой политики, необходимо использовать различные экономические рычаги, действие которых должно быть направлено на:

- рост отечественного производства;

- снижение зависимости от цен на нефть;

- стабилизацию спроса и предложения;

- снижение ставок на пользование кредитами;

- расширение системы прямых расчетов между государствами, минуя доллар;

- развитие банковского сектора и собственных платежных систем;

- совершенствование механизма налогообложения добывающих отраслей;

- совершенствование правового механизма пользования недрами.

Новая основа экономики предполагает возрастание доли промышленного и сельскохозяйственного производства относительно доли добывающих отраслей в экономике Российской Федерации, что снизит зависимость России от колебаний мировых цен на сырьевой экспорт, а также освободит от необходимости импортных поставок, оборудования и комплектующих для производств.

Исходя из этого, ключевым показателем качества экономического развития России, представляется показатель соотношения доходов от вновь возникающих производств с доходами от топливно - сырьевого экспорта в государственном бюджете. Чем больше динамика этого соотношения движется в сторону преобладания производства над добычей и экспортом сырья, тем устойчивей, суверенней и сильнее становится национальная экономика и государство в целом.

Единство спроса и предложения. Попутно следует предостеречь от чрезмерно активного стимулирования внутреннего спроса и потребления, к которым призывают различные деятели. Искусственное стимулирование спроса может быть уместно при перепроизводстве в национальных масштабах. При низкой конкурентоспособности отечественных товаров стимулирование спроса способствует увеличению закупок преимущественно импортных товаров, росту цен на товары без улучшения их качества, а значит без инновационного развития, а также гарантирует сбыт монопольным производителям, нежелающим видеть новых конкурентов на рынке импортозамещения. Стимулирование спроса без создания новых производителей ещё больше развращает монополистов, позволяет им повышать цены вне конкуренции, что приводит к росту инфляции и обнищанию населения, задержке инновационного развития. Такая финансовая политика усиливает дисбаланс между спросом и предложением, углубляет проблему [11].

Без создания новых производств не представляется возможным решение проблемы импортозамещения. В соответствии с известными законами рынка спрос и предложение должны быть уравновешены. Недостаток спроса в настоящее время вызван приостановкой ряда производств со снижением их платежеспособности из-за так называемых «санкций» от США и ЕС. Наша экономика испытывает именно недостаток конкурентоспособных отечественных производств, а не спроса как такового.

В этих условиях нужно стимулировать предложение, восстанавливать и расширять конкурентоспособное производство, что ведёт к появлению новых производителей, конкурирующих между собой в достижении наивысшего качества и в инновационных достижениях, так как из множества конкурирующих производителей, наибольший сбыт будет обеспечен передовым производствам с высоким качеством и невысокими ценами. В свою очередь, появление новых производителей создаёт новые рабочие места, на которых работники получают новые зарплаты, что само по себе усиливает спрос и потребление на внутреннем рынке. Кроме того снижение цен также увеличивает спрос. Таким образом, решается проблема спроса и предложения естественным путём на основе рыночных законов через снижение цен, а не повышение инфляции [9, с. 45-46].

И так, в условиях недостаточно развитого не вполне конкурентоспособного производства стимулирование предложения или спроса приводят к последствиям, представленным в таблице 1.

 

Таблица 1 – Последствия регулирования спроса и предложения в условиях неразвитого производства

Меры финансовой политики

Возможные последствия

Искусственное стимулирование спроса

Рост продажи импорта при вытеснении отечественных производителей, усиление монополизации экономики, рост инфляции, девальвация  и обнищание граждан

Стимулирование предложения

Создание рабочих мест с соответствующей заработной платой (что формирует спрос), рост изобилия, снижение цен (что также повышает спрос),  сокращение инфляции, улучшение качества и повышение конкурентоспособности производств

 

Рассмотрим подробнее возможности решения проблем, подъёма отечественного производства. Необходимым условием такого подъёма является повышение инвестиционной привлекательности российской экономики на основе формирования конкурентных преимуществ. Для этого необходимо, чтобы цены на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в стране стали на столько низкими, чтобы с гарантированным запасом покрывать затраты, связанные с суровыми климатическими условиями РФ. Имеется несколько способов снижения цен на ТЭР внутри страны, которые отражены в таблице 2.

Например, экспортные пошлины на нефть, газ должны стать выше на столько, чтобы добывающим компаниям выгоднее было продавать ТЭР на внутреннем рынке, чем экспортировать. Приток ТЭР на внутренний рынок приведёт к снижению цен на них для российских производителей. Размер пошлины должен повыситься до такой величины, чтобы цены на ТЭР на территории России снизились до уровня, компенсирующего отрицательные климатические факторы для инвесторов.

Второй способ – ввести государственные квоты на обязательную продажу добывающими компаниями нефти и газа на российском рынке по ценам, установленным государством. Размер их снижения также должен с запасом компенсировать отрицательные климатические факторы для инвесторов на территории России.

Третий способ – полная национализация добывающих отраслей и установление внутренних цен государством на столь же низком уровне.

Таблица 2 – Повышение инвестиционной привлекательности экономики России посредством создания конкурентных преимуществ 

Цель

Способ достижения

Создание конкурентных преимуществ, повышающих инвестиционную привлекательность

Увеличение экспортных пошлин на ТЭР для снижения внутренних цен до уровня, компенсирующего отрицательные климатические факторы для инвесторов

Введение государственных квот обязательной продажи добывающими компаниями нефти и газа на российском рынке по сниженным ценам, компенсирующим с запасом отрицательные климатические факторы для инвесторов на территории России

полная национализация добывающих отраслей и установление внутренних цен государством на столь же низком уровне, компенсирующем затраты, обусловленные климатом

Увеличение финансирования за счёт кредитования

Создание льгот для производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции по ставкам за пользование банковским кредитом с их – приближением к нулю.

 

Это позволит создать конкурентные преимущества в российской экономике и повысить инвестиционную привлекательность экономики, что необходимо для импортозамещения, и особенно для реального подъёма отечественного производства сельскохозяйственной и промышленной продукции [8, с. 109].

Такая политика вернёт населению России национальные богатства добывающих отраслей, когда эти богатства в первую очередь будут служить благосостоянию Российской федерации, а не импортёрам российских ресурсов. Не стоит удовлетворяться расточительностью, опустошением недр от увеличения продаж отечественного сырья за рубеж. Важно сохранять природные ресурсы посредством экономии экспортных поставок в большей степени, чем во внутреннем потреблении.

С этой целью важнейшим показателем эффективности использования отечественного сырья следует считать достижение наилучших результатов в виде роста ВВП при наименьшем расходовании топливно-сырьевых ресурсов (особенно на экспорт).

Общеизвестно, что внутренний долг США составляет более 100% ВВП. Денежная масса в долларах США и евро не обеспечены производством или драгметаллами внутри США и Европы. Их выпускают под внутренний долг Федерального резерва. В то же время важнейший показатель оценки кредитоспособности государств китайского агентства «Dagong» коэффициент долговой нагрузки у России не достигает 13%. А с учётом Фонда национального благосостояния у России вообще нет долгов. Для Китая этот коэффициент находится на уровне 20%. Как было сказано, у Америки он превышает 100% [7, с. 2-10]. Но, несмотря на это, валюта США остаётся мировой, и Америка может в любое время подпечатать новых долларов, чтобы оплатить долги. Такая эмиссия долларов тем более снижает их обеспеченность, но при этом на необеспеченную валюту, а значит за бесценок, позволяет скупать ресурсы и другие активы различных государств. Выдача кредитов государствам в долларах или евро, необеспеченных соответствующими активами, означает создание долговых обязательств этих стран к эмитентам доллара и евро за пустые денежные знаки «фантики», расплачиваться за которые придётся реальными трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами.

Таким образом, устойчивость американской валюты обеспечивается не активами США, а сторонними государствами, которые соглашаются продавать национальные богатства за доллары и, тем самым поддерживают устойчивость американской валюты и финансовой системы США собственной экономикой.

Для обеспечения экономической и политической независимости России необходимо стремиться к отказу от признания доллара США и евро в качестве мировых валют, поскольку по своим параметрам они не соответствуют такой оценке, но используются для манипуляции финансами РФ. Отказываться от доллара и евро необходимо последовательно, постепенно и осмотрительно, в тех секторах, направлениях и расчетах, которые не принесут стратегического ущерба российской экономике из-за отказа от доллара и евро.

Попытки освободиться от мирового давления американского доллара предпринимались правительством отдельных государств. Ещё в 1966 году президент Французской республики генерал Шарль де Голль попытался отказаться от американского доллара и вернуться к золотому стандарту.

Экономический кризис, сотрясший планету в последние годы, вынудил ряд стран задуматься о ведении межгосударственных расчетов в золоте. Китай стремительно начал увеличивать свой золотой запас и объявил о решении чеканить золотой юань.

Как известно, руководство России совместно с азиатскими партнерами и ближайшими странами с 2014 года предпринимают попытки освобождения от давления иностранной валюты, заменяя ее рублями и валютой взаимодействующих стран. Это необходимая мера. Инвалютные резервы, и другие виды денежных активов в России также необходимо заменить на драгметаллы.

Странным выглядит и то, что на территории России золото продается исходя из курса доллара США. В 2012 г. Россия вышла на 3-е место по добыче золота в мире. В этой связи оценка золота внутри РФ по курсу доллара США как для импортёров, выглядит колониальной уступкой метрополии США и даёт в руки США мощнейший инструмент манипулирования курсом российского рубля.

По данным «Яндекс Новости», цена на золото, как и на другие драгоценные металлы, в долларовой оценке имеет динамику сильного снижения за последние годы. В период с наибольшей амплитудой изменений, начиная с 5 сентября 2011 г. золото стоило 1902,8 долл. США за тройскую унцию, 22 декабря 2014 г. оно упало в цене до 1172,4 долл. США за тройскую унцию. Это значит, что российское золото на протяжении 3 лет всё более обесценивалось и продавалось по курсу за не обеспеченные производством или драгметаллами «фантики» под названием «доллар США».

С другой стороны, ввиду резкого увеличения котировки доллара США в последнее время российское золото внутри России выросло в цене более чем в 2 раза. Например, за период с наибольшей амплитудой изменений с 26.12.2013 продажа золота Сбербанком России проводилась по цене 1 288.00 руб. за 1 гр., а 31.12.2014 из-за резкого роста курса доллара США цена продажи золота Сбербанком внутри России достигла 3 055.00 руб. за 1 гр. при котировке в долларах 1 183,3 долл. США за тройскую унцию. Такие котировки – прямой путь к девальвации рубля и его ослаблению по отношению к инвалютам. Это  препятствует накоплению золота внутри России и обеспечивают практически «дармовой» вывоз золота за пределы Российской Федерации [18, с. 10].

Сказанное ещё раз подтверждает то, что России следует отказываться от продажи золота за доллары и евро.

Необходимо также, чтобы курс драгоценных металлов внутри России не был привязан к доллару США, а имел самостоятельное хождение на мировом рынке, чтобы котировки драгметаллов устанавливались в рублях столь же непосредственно, как и курсы иностранных валют в отношении к рублю. Золото — не менее значимый актив, чем утративший доверие доллар США. Поэтому золото не нуждается в посреднических валютах.

Установление прямого курса драгметаллов к рублю позволит России быть полноправным участником мирового рынка драгоценных металлов, а не зависеть от эмитентов американской и европейской валют

Снижение ставок за пользование кредитом. Высокие процентные ставки за пользование банковским кредитом делают невозможным развитие бизнеса, открытие новых производств. Для обеспечения импортозамещения и подъёма российских производств до мирового уровня необходимо максимальное снижение процентных ставок за кредит для производителей с помощью государства. Необходимо создать льготы для производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, особенно для вновь открывающихся производств. Чем ближе ставка кредитования к нулю, тем благоприятнее финансирование развития производств. Известно, что в Японии ставки кредитования приближены к нулю.

С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности бесспорным выглядит необходимость подъёма сельского хозяйства в России. Россия имеет все потенциальные возможности, чтобы стать крупным производителем экологически чистой сельскохозяйственной продукции без ГМО и излишней химической обработки, так как Россия обладает наибольшими площадями плодородных земель, которые далеко не достаточно использованы для развития отечественного сельского хозяйства, а в южных регионах – для выращивания теплолюбивых фруктов и овощей. А пока, к сожалению, мы почти не видим на отечественных прилавках фруктов, выращиваемых в южных регионах России, а сами регионы, например, Краснодарский край, утратили и пока не восстановили те объёмы садоводства, которые действовали в дореформенный период.

Деревни находятся в плачевном состоянии, многие сельские поселения не газифицированы, живут на печном отоплении. Из-за отсутствия работы и нормальных жизненных условий, неорганизованного досуга, молодёжь всё больше покидает сельскую местность. Остаётся лишь наиболее инертная, часть сельских жителей, склонная к алкоголю. Село погибает.

Принятое Президентом РФ решение о подъёме сельского хозяйства весьма необходимо. Необходимо решительное участие государства в восстановлении деревни, вплоть до полного освобождения сельских производителей от налогов до тех времён, когда деревня окрепнет. Государству также нужно ограничивать импорт сельскохозяйственной продукции, когда она реализуется по демпинговым ценам с целью вытеснения отечественных производителей.

Суверенитет Российской федерации не реализуем без развития промышленного и сельскохозяйственного производства, что невозможно без повышения конкурентных преимуществ, как важнейшего фактора инвестиционной привлекательности российской промышленности и сельского хозяйства на основе существенного удешевления сырья и энергетических ресурсов, добываемых из национальных месторождений. Новые производства не могут появляться и без снижения процентов за пользование кредитами. Кроме этого замена доллара США и евро валюты драгоценными металлами в золотовалютных резервах страны, а в денежном обращении – рублём, золотом, согласованными полноценными валютами, необходимы для освобождения России от давления американской и европейской валют, которые не могут считаться устойчивыми и свободно конвертируемыми из-за их необеспеченности соответствующими активами при наличии чрезмерной внутренней задолженности.

Без указанных мер не представляется возможным действительное решение проблемы импортозамещения и реализация эффективной финансовой политики России в будущем.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (13.12.2015)
Просмотров: 1815 | Теги: финансовая политика, проблемы финансов, кризис 2015 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск