Основным документом, регулирующим налоговые правоотношения в Российской Федерации является налоговый кодекс. Налоговый кодекс России - это документ, имеющий статус федерального закона (часть первая - от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ и часть вторая - от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ). Первая часть налогового кодекса содержит основные определения, понятия об участниках налоговых взаимоотношений, общие правила исполнения законодательства в области налогообложения. Она состоит из 8 разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на главы и статьи. Эта часть НКРФ рассказывает о том, как взимаются налоги и осуществляется контроль за их уплатой. Ответ на вопрос, какие именно налоги надо платить, содержится во второй части налогового кодекса, состоящей из 4-х разделов. Всего по состоянию на 2013 год НК РФ содержит 12 разделов, 45 глав и более 400 статей.
Налоговый кодекс содержит лишь основополагающие понятия по многим видам налогов. Эти требования НК обязательны для всех других нормативных актов, ни один из них не может противоречить налоговому кодексу. Например, для транспортного налога установлены лишь предельные ставки, а то, какие конкретные тарифы будут применяться в той или иной области, решают местные органы власти. Это же относится к земельному налогу. Таким же образом регламентируются налоговые льготы. Любое решение контролирующих органов должно опираться на нормы кодекса, в противном случае оно не будет иметь силы. Однако напрямую руководствоваться НК РФ в практической деятельности не получится: формы отчетной документации утверждаются приказами Минфина и ФНС, постановлениями правительства России и другими федеральными законами.
Отдельно стоит сказать об изменениях в НК РФ. Налоговое законодательство - это одна из самых динамичных областей права, и налоговый кодекс дополняется и видоизменяется так часто, что если начать его читать, то к концу чтения документа непременно появится какое-нибудь изменение или дополнение в уже прочитанном. На самом деле, кодексу о налогах и сборах присуща тенденция непостоянства. Только в 2012 году было внесено несколько новых положений, добавлены новые статьи. Если принять во внимание, что есть еще куча дополнительных нормативных актов, которыми регулируются ставки налогов, сроки уплаты и подачи деклараций, налоговые льготы и другие аспекты налогообложения, то становится понятно: главному бухгалтеру крупного предприятия отследить все это вручную попросту невозможно.
Действие Налогового Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации.[1]
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК.[2]
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных НК.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
[1] Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб. пособие / Л. В. Дуканич. - Ростов-н/Д : Феникс,2012. с. 314
[2] Александров И. М. Налоги и налогообложение:учебник для студ. вузов по экон. спец./ И. М. Александров. ─ 3-е изд.,перераб. и доп. ─ М. :Дашков и К*,2010. с. 84-85
|