Изменения экономического и политического характера взаимоотношений между отдельными государствами в настоящее время, носит ярко выраженную направленность смены действующей системы международных отношений и формирование «многополярного» мира. Формирование устойчивого уровня экономической безопасности отдельной страны, служит гарантом их самостоятельности и возможностью ведения собственной политики, не обеспеченной наставничеством стран – гегемонов. Само понятие «экономическая безопасность государства» подразумевает определенное его положение, при котором оно не зависит от изменений в экономике других стран. И.А. Лазарев, определяет безопасность «как состояние отношений между субъектами личностями, социальными группами, нациями, государствами, при которых их существованию, развитию и суверенитету не угрожает военная, экономическая, экологическая или другая опасность» [5]. Н.Д. Казаков полагает, что «понятие безопасности позволяет охарактеризовать состояние устойчивости, стабильности общественного организма по отношению ко всякого рода попыткам давления на него, состояние защищенности от внешних угроз и способности их нейтрализации» [3]. На взгляд Г.С. Вечканова, «экономическая безопасность это такое состояние экономики, при котором обеспечивается её устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [2].
Таким образом, еще раз рассматривая основные подходы к определению понятия «экономическая безопасность государства» можно охарактеризовать ее как выполнение набора определенных критериев, способных оказать существенное влияние на экономику страны.
Сравнивая угрозы экономической безопасности России и ФРГ, необходимо отметить, что основополагающими факторами экономической безопасности указанных стран, изначально является модель их экономического развития и политическое положение на мировой арене.
Экономическую безопасность любой страны, на наш взгляд, можно охарактеризовать с помощью набора следующих критериев:
- зависимость экономики от энергоресурсов и цен на них;
- политическое положение страны на мировой арене;
- уровень развития промышленности;
- уровень развития АПК;
- уровень занятости и безработицы;
- уровень развития инновационной составляющей и инновационных технологий;
- уровень импорт зависимости;
- уровень развития стран – соседей.
Рассмотрим каждый критерий более подробно:
1. Зависимость экономики от энергоресурсов и цен на них. Современные производственные предприятия требуют большого количества энергоресурсов, в то же время от уровня их себестоимости зависит окончательная цена для потребителя. В России, в связи с наличием огромных запасов нефти и газа проблем безопасности экономики в данном аспекте не возникает, но имеются угрозы низких цен на энергоносители. Экономика России на протяжении нескольких десятилетий является зависимой от объемов продажи нефти и газа на экспорт, поэтому снижение рыночных цен на энергоресурсы снизит доходную часть федерального бюджета. В ФРГ, как основного потребителя газа, в Европе, поступаемого с территории РФ, соответственно, угрозой экономической безопасности являются: рост цен на энергоносители и прекращение поставок энергоресурсов. В связи, с чем вытекает проблема политического характера, которая отчетливо наблюдается в данный момент. Действия США по отношению к Украине, спровоцировали конфликт интересов в области поставки энергоресурсов в страны ЕС, а именно газа через территорию Украины. В связи, с чем в 2014-2016 году, украинские власти, проводя политический шантаж, создавали реальные угрозы экономической безопасности странам ЕС, в т.ч. и Германии.
2. Политическое положение страны на мировой арене. Однополярный мир, по мнению некоторых стран, должен оставаться таким, для полной реализации ими своих интересов и формирования дальнейшей гегемонии отдельных государств. Все это привело к тому, что США, имея в своем распоряжении большое количество современного оружия, являясь при этом собственником доллара, проводит политику, в итоге направленную на разрушение экономики других стран. Санкции, введенные против отдельных компании и секторов Российской экономики в 2014 году со стороны США, Европы и других стран, существенно повлияли на уровень экономического развития РФ. Снижение уровня финансовых взаимоотношений с другими странами способствовали росу угроз экономики России. В свою очередь политика США, повлияла и на страны Европы. Так, в Германии большая часть бизнесменов потерпели потери от введенных против Российской экономики санкций, были закрыты различные инвестиционные проекты, в которые крупнейшие компании из ФРГ вложили огромные финансовые средства, были заморожены проекты по строительству новых газовых трубопроводов, что в целом существенно увеличило уровень угроз экономической безопасности в ФРГ.
3. Уровень развития промышленности. Данный критерий носит угрозу экономической безопасности только Российской Федерации. Всем известно, что переход к рыночным отношениям, оставил глубокий след в истории России. Неконкурентоспособные предприятия, эпохи советского союза, которыми являлись порядка 90% отечественной промышленности, по сравнению с высокотехнологичными предприятиями Германии, Японии, США, не смогли обеспечить в равных экономических условиях своего эффективного функционирования и были просто «уничтожены». Ввоз дешевой китайской продукции (одежды, обуви и т.п.), а так же перенасыщение рынка различными продовольственными и непродовольственными товарами с Европы и США, в 90 – е годы прошлого столетия, стали отправной точкой разрушения отечественной промышленности. Соответственно, происходящие в дальнейшем политические перемены, так же не способствовали вплоть до настоящего времени развитию отечественной промышленности. В 2014 году, введение экономических санкций против нашей страны, стало фактором формирования различных программ - импортозамещения. В целом данные программы направлены на возрождение отечественной промышленности, снижение зависимости от импортных товаров, а соответственно, снижению угроз экономической безопасности России. Но насколько эффективно будет проведена политика Правительства, на сколько реально эффективно будет организована система импортозамещения, как это повлияет на экономику страны в целом и какое окажет в конечном итоге влияние на уровень экономической безопасности нашей страны, покажет время. В ФРГ в данный момент, сложилась устойчивая база промышленного развития страны, большинство компаний в Германии имеют давнюю историю, являются семейным бизнесом. Качественная же немецкая продукция, издавна пользовалась высоким спросом на Европейских и Азиатских рынках. При всем этом, стоит отметит, что основу экономической промышленности Германии, составляют именно субъекты малых форм хозяйствования.
4. Уровень развития АПК. Каждое государство, имеющее земельные ресурсы, первым делом, самостоятельно организует сельскохозяйственное производства для обеспечения собственной продовольственной безопасности. Так же как и с промышленностью, в России проблемы обстоят и с АПК. Угроза продовольственной безопасности как элемента экономической безопасности в России, возникла еще в начале 90-х годов и прямо пропорционально развивалась с процессом развала совхозов и колхозов. Ввозимые большие объемы сельскохозяйственной продукции из европейских стран в России, не способствовали развитию собственного сельскохозяйственного производства вплоть до событий 2014 года. С введением санкций в 2014 года Правительство активно стало развивать программы по поддержке малых сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассматривая зарубежный опыт развития малых форм хозяйствования в европейских странах, модно отметить, основную особенность, отличающую их от системы функционирования таких предприятий в России. Так, если в Германии крупные и мелкие секторы агропромышленного производства не соперничают друг с другом, то в нашей стране в силу низкой инвестиционной привлекательности и нестабильности финансово-экономического положения, низкой степени защищенности и нестабильности экономических связей с другими субъектами аграрной сферы, наличия ряда внутренних ограничений и других сдерживающих факторов, деятельность малых форм хозяйствования сопряжена с многочисленными проблемами и угрозами. В нашей стране в последние годы существенно возросла роль государства в поддержке малых сельскохозяйственных товаропроизводителей. Еще в 2012 году на федеральном уровне была принята и в настоящее время продолжает реализовываться Государственная Программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Целью Подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», которая входит в Государственную Программу «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг.», является обеспечение необходимых условий для роста эффективности производства сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования. На данный момент в России существуют различные формы и инструменты поддержки малых форм хозяйствования в АПК, при этом в различных субъектах они существенно разнятся, но в любом случае, их основная цель заключается в создании благоприятных условий функционирования таких предприятий. Сложность современного развития российских предприятий АПК заключается в особенностях формируемой государством политики, в частности, направление огромного количества бюджетных средств в отрасль АПК, конечно способствует развитию отечественного сельскохозяйственного производства, помогает обновить материально – техническую базу, приобрести более качественные семена и минеральные удобрения, увеличить урожайность культур и продуктивность животных, но все это не даст результатов, пока сбытовые сети реализуют продукцию иностранных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ограниченный доступ на рынок, является наиболее значимым фактором, сдерживающим развитие отрасли АПК в целом, в свою очередь качество и конкурентоспособность продукции, могут являться преимуществом и дать реальную возможность местным сельскохозяйственным организациям занять свою долю рынка. В ФРГ, как и во всей Европе сельскохозяйственное производство развито очень сильно, поэтому угрозой экономической безопасности для Германии уровень развития АПК не является. Сельское хозяйство этой страны представляет собой высокоразвитую отрасль. Его высокая производительность достигается путем применения новейших технологий, механизированного труда. Разумный подход, основанный на научных изысканиях о преимуществах и недостатках регионов страны, позволили разместить отрасли сельского хозяйства там, где они являются наиболее производительными. На сельское хозяйство страны, кроме его основной функции – обеспечение жителей Германии продуктами питания, возложено еще несколько задач – сохранение природных основ жизни, создание привлекательных ландшафтов, поставка для промышленности аграрного сырья [1].
5. Уровень занятости и безработицы. По сравнению со многими государствами мира, Германия считается наиболее благополучной страной, где уровень безработицы не превышает семи процентов. Занятость взрослого населения, находящегося в возрасте от 15 до 64 лет, составляет 73%, эта цифра намного выше средних показателей европейских стран. Безработица в Германии имеет свои особенности – наиболее востребованными на рынке труда являются высокообразованные жители страны, 88 % таких граждан заняты трудом. Лица с дипломами о среднем образовании, имеют меньший успех – только 46% из них трудоустроены. Более половины молодых безработных не имеют профессионального образования. У молодежи в некоторых регионах шансы найти работу невелики, например, в Берлине, Саксонии, Макленбурге уровень безработицы этой возрастной категории достигает 10%, при этом в Баварии, Рейнланд-Пфальце, Вюртемберге количество безработной молодежи в два раза меньше. Уровень безработицы в Германии нельзя назвать высоким, однако около трех миллионов жителей ФРГ имеют официальный статус безработного. Рост безработицы в период с 2014 по 2016 года в ФРГ был вызван притоком большого количества беженцев, именно они являются одной из форм угроз экономической безопасности Германии. В России по данным официальной службы статистики на конец 2016 года уровень безработицы составил 5,8%, при этом в целом существенного влияния уровень безработицы и занятости населения на угрозы экономической безопасности в России не влияет.
6. Уровень развития инновационной составляющей и инновационных технологий. основным критерием современной конкурентоспособности экономики, является наличие современных технологий и инновационного потенциала. В России, в виду экономических преобразований, далеко не все отрасли экономики можно назвать технологически развитыми и высоко конкурентоспособными. Наиболее развитой отраслью экономики является оборонная промышленность, при это такие отрасли как, производство электроники, автомобилестроение, легкая промышленность и т.п. очень сильно отстают по развитию от других стран. В Германии, наоборот, технологическое развитие наблюдается по всем отраслям, за счет чего продукция этой страны является конкурентоспособной и пользуется большим спросом. Так, в Германии имеется около 200 предприятий по изготовлению сельскохозяйственной техники, на которых работают около 26 000 человек. Оборот немецких фирм по изготовлению сельскохозяйственной техники составляет около 5 миллиардов евро в год. Это около четверти общеевропейского оборота. Существенное значение имеет то, что в рамках стран ЕС в Европе создаются различные инновационные центры, институты, где при участи ученных из различных стран и создаются новые технологии. В России проблема образования и науки является отдельной темой.
7. Уровень импортозависимости. Собственная система производства и обеспечения продовольственной безопасности в Европе, в отличии, от Российско Федерации, не испытывает дефицит продукции. В России же основная часть товаров поступает из Китая, Европы и других стран. Т.е. наша страна зависима иностранных производителей, что естественно является угрозой экономической безопасности.
8. Уровень развития стран – соседей. от того на сколько развиты соседние страны и какие отношения с ними выстроены зависит уровень экономической безопасности государства. Так, если Германия, входящая в Евросоюз имеет тесные связи со всеми странами – участниками, имеет широкую базу взаимодействия, общие инвестиционные проекты, общую валюту и т.п., то такого соседа России как Китай, в целом с учетом темпов роста его экономического развития стоит опасаться. При том, что численность населения Китая довольно большая и если в данное время Китай является торговым партнером России, то в будущем, развиваясь экономически, китайские инвесторы могут осуществить значительные инвестиции в экономику РФ и по сути обосноваться на законных основаниях на территории нашей страны.
Таким образом, основные угрозы экономической безопасности России и Германии можно графически представить на рисунке 1.
Рисунок 1 - Современные угрозы экономической безопасности России и Германии
Таким образом, в силу различных специфик развития и экономических моделей, в целом можно сказать, что современные угрозы экономической безопасности России и Германии носят не идентичных характер, даже можно сказать противоположный, так если уровень угроз российской экономики включает возможность снижения цен на нефть, то для ФРГ угрозами является наоборот, рост цен на энергоресурсы. Политика руководства Германии, направленная на введение санкций против России совместно с другими странами Европы и США, лишь повышает уровень угрозы, как национальной экономики, так и экономики нашей страны.
Список использованных источников
1. Буценко, И.Н., Москвина, Г.Ю. Экономическая безопасность России в международном измерении / Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 1. С. 41-45.
2. Вечканов, Г.С. Экономическая безопасность. – М., 2007. – 384 с.
3. Казаков, Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность. Информационный сборник. – 1994. – № 4(20). – С. 62.
4. Капыш В.П. Эволюция теоретических подходов к толкованию категории «экономическая безопасность» / Закон и право. 2016. № 1. С. 56-61.
5. Лазарев, И.А. Теория безопасности, ее состояние и перспективы развития // Современные проблемы национально-государственной и международной безопасности. – М.: Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, 1992. – С. 10.
|