В положительном результате автоматизации информационных потоков заинтересованы следующие потребители информации [4]:
• руководители организаций здравоохранения, так как автоматизация будет способствовать усилению их контролирующих функций, повышению информированности;
• руководители аналитических подразделений, так как получат совершенный инструмент для сбора данных и подготовки текущих отчетов;
• пациенты, так как будет повышено качество медицинской помощи.
Слабо заинтересованы или совсем не заинтересованы в проведении автоматизации информационных потоков исполнители, занимающиеся непосредственно формированием информационных потоков. Слабая мотивация к внедрению информатизации отмечается у следующих категорий пользователей:
• средний и младший медицинский персонал, так как возникают дополнительные обязанности по вводу и регистрации данных;
• руководители среднего звена, занимающиеся организацией делопроизводства и традиционной методической работой, так как они при этом теряют свою административную значимость;
• рядовые врачи-статистики, попадающие в информационную зависимость от подразделения автоматизации.
Если медицинские работники получат основные навыки работы с компьютером, возможность быстро и качественно готовить документы, то появится потребность работать в рамках единой информационной сети с помощью современных информационных технологий электронной почты и обмена информацией. Это, в свою очередь, повлияет на разработку и внедрение специализированного программного обеспечения для обработки и анализа информационных ресурсов [1].
Многие руководители до сих пор заблуждаются, однобоко понимая проблему внедрения компьютерных технологий. Важно четко отдавать себе отчет в том, что программное обеспечение представляет собой лишь один из «кирпичиков», и работа по его внедрению и настройке - это всегда необходимая, но не самая ответственная и рискованная часть. Понимая, что формирование баз данных, вычислительных сетей и систем - стратегическое направление в работе, руководитель должен подчинить себе информационноаналитическую службу и уделять ей достаточно времени и внимания. Внедрение компьютерных технологий это постоянный процесс, а не разовая акция, поэтому важно, чтобы это направление имело высокий приоритет, и руководитель занимался им лично [5].
Разработка и внедрение медицинских информационных систем - сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мероприятий:
• разработку проектной документации;
• техническое оснащение (вычислительная техника и структурированные кабельные или беспроводные системы передачи данных);
• обучение персонала;
• развитие внутриучрежденческих (внутриведомственных) компьютерных технологий, обеспечивающих оценку индивидуального, группового, общественного здоровья (анализ потребности и разработка, внедрение программных комплексов).
Для компьютерных технологий применительно к медицинской информации присущи следующие особенности:
• работа в режиме манипулирования (не программирования данных);
• сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе баз данных, предусматривающих единые (унифицированные) форматы и алгоритмы хранения, обработки и защиты данных;
• безбумажный процесс обработки документов (в том числе внедрение электронной подписи);
• работа на основе сетевой технологии клиент-сервер, объединенных средствами коммуникации;
• возможности адаптивной перестройки форм и способа представления информации в процессе решения задачи.
Эффект от использования компьютерных технологий связан не только с доступной пользователю структурой и дружественностью интерфейса. Обращение к компьютерным системам продиктовано, главным образом, необходимостью иметь для работы те или иные массивы данных. Эту роль выполняют так называемые базы данных или знаний. В целом, самая простая роль, отведенная базам данных, - хранить информацию. Информация в базах данных накапливается в течение определенного периода, ввод данных и информации осуществляется операторами различной квалификации. Ведение медицинской документации в базах данных возможно в двух вариантах [1]:
• «ручной» ввод данных и (или) информации, ее характеристик и показателей;
• автоматический (программный) ввод из функционирующих комплексов и автоматических систем.
Как правило, в базах данных представлена информация трех видов: перемещаемая - содержит данные, передающиеся, к примеру, в вышестоящий орган управления здравоохранением; локальная - формируется на конкретном рабочем месте; нередактируемые файлы - системные классификаторы, нормативно-справочная документация.
Для управления данными должны быть реализованы два основных требования. С одной стороны, данные должны быть субъектом формального множества правил и принципов, которые обеспечивают поддержку их целостности во время и после завершения над ними операций. С другой - данные должны управляться (храниться, извлекаться и модифицироваться) только с помощью специального рода компьютерной программы - системой управления базами данных (СУБД).
Мировой и отечественный опыт разработки и внедрения средств автоматизации свидетельствует, что программное и техническое (аппаратное) обеспечение требует примерно равных долей инвестиций. Комплекс технических средств должен обеспечивать удобство, быстроту и надежность доступа к информационной системе.
|