Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Данное положение Земельного кодекса РФ является императивным. Оно основывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Следует полагать, что граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами не только земельных, основанных на властном подчинении одной стороны другой, но и гражданско-правовых отношений. Поэтому можно предположить, что используемое понятие «земельные отношения» является собирательным (т.е. подразумеваются как публичные, так и гражданско-правовые отношения) [24, с. 29-31].
Во-первых, субъектами указанных отношений могут быть граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством. Граждане после достижения дееспособности в полном объеме самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе использовать земельные участки для удовлетворения личных потребностей, а также в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Во-вторых, субъектами названных отношений могут быть юридические лица всех организационно-правовых форм и видов, предусмотренных гл.4 ГК РФ, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся принадлежащими им земельными участками с целью извлечения прибыли (коммерческие организации) либо для достижения иных целей, ради которых они созданы (некоммерческие организации).
У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно. Согласно ст.48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [2].
В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица различаются и виды прав на землю, которыми может обладать данное юридическое лицо.
Так, по Земельному кодексу РФ земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В отношении иностранных юридических лиц установлены ограничения на приобретение ими земельных участков в собственность.
Таким образом, в имущественных отношениях по владению, пользованию и распоряжению земельными участками граждане и юридические лица выступают как субъекты гражданско-правовых отношений, а в вопросах охраны земель, использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и иных подобных отношениях указанные лица являются участниками властных отношений.
В-третьих, субъектами гражданско-правовых отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования в отношении прав на земельные участки выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами [16, с. 286].
Полномочиям Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований посвящено большое количество норм ЗК и иных нормативных актов, регулирующих земельные отношения. В основе этих положений лежат нормы ст.9-11 ЗК РФ, определяющие основы полномочий соответствующих публичных образований в земельных отношениях.
|