Статья II (Раздел 1) Конституции США гласит, что «ни одно лицо кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность какое-либо лицо, не достигшее 35 лет и не проживающее в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах». Большинство специалистов по конституционному праву трактуют данное положение в пользу граждан, родившихся вне Соединенных Штатов и имеющих в качестве родителей граждан США, удовлетворяющих требованию «гражданина по рождению». Согласно Поправке XXII Конституции США, «ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза», хотя вице президент, вступивший в должность президента и прослуживший в этой должности менее двух лет, вправе быть избранным на должность президента два раза.
За прошедший период, насчитывающий 53 голосования по выборам президента, американские избиратели отдавали свое предпочтение кандидатам самого разнообразного происхождения. Каждый из президентов имел опыт государственной гражданской или военной службы. Из 24 президентов до 1900 г. семеро прежде были вице-президентами (трое были избраны на должность президента, а четверо вступили в должность президента по смерти избранного президента), четверо - членами Конгресса США, четверо - губернаторами, а еще девять занимали высокие государственные должности.
Если проследить динамику президентского избирательного процесса в XX в., то можно увидеть, что президенты, в основном, избирались из числа вице-президентов, губернаторов или сенаторов. Из 17 президентов XX в. несколько президентов прежде занимали не одну из вышеуказанных должностей в свое время. До своей иногурации один из президентов, например, был генералом армии США ( Эйзенхауэр), двое ( Тафт и Гувер) работали в правительстве, пятеро ( Вильсон, Ф.Д. Рузвельт, Картер, Рейган и Клинтон) были губернаторами штатов, двое ( Хардинг и Кеннеди) были сенаторами, а семь других были вице-президентами. Пятеро из этих семи вице-президентов ( Т. Рузвельт, Кулидж, Трумен, Джонсон и Форд) вступили в должность президента либо по смерти, либо в связи с отставкой избранного президента; два вице-президента были избраны на должность президента: один (Никсон) как бывший когда-то вице-президент, а другой (Обама) как действующий.
Перед проведением первичных выборов и национальных партийных съездов кандидаты определяют свое президентское поле. Отсутствие доминирующего влияния на номинационный процесс со стороны партийных лидеров привело к утверждению системы, согласно которой самовыдвигающиеся кандидаты начинают борьбу на уровне штатов для привлечения достаточного количества голосов делегатов национального партийного съезда и обеспечения номинации в качестве официального кандидата. В условиях демократически протекающего номинационного процесса многие кандидаты на свой «страх и риск» вступают в предвыборную гонку, привлекают необходимые финансовые средства, а также организуют проведение первичных выборов (праймериз) и кокусов задолго до дня голосования с тем, чтобы обеспечить желаемую конкурентоспособность.[1]
[1] Берлявский Л.Г. Зарубежное избирательное право: обзор исследований // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №2. С. 38 – 41.
|