Основные средства поступают в организацию и принимаются к бухгалтерскому учету в случаях их приобретения, сооружения (изготовления), внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.
Самым распространенным способом поступления основных средств является их приобретение за плату по договору купли-продажи.
Все расходы по покупке основных средств, не требующих монтажа (суммы, уплаченные поставщику; информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы и таможенные пошлины; государственные пошлины по приобретению прав на основные средства; вознаграждения посреднической организации и др.), собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», на субсчете «Приобретение объектов основных средств». Таким образом, при документальном подтверждении совершенных операций в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму выделенного налога на добавленную стоимость
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
При учете приобретения основных средств, требующих монтажа, в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Д-т 07 «Оборудование к установке» Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — на сумму выделенного налога на добавленную стоимость К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
При передаче оборудования в монтаж в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств» К-т 07 «Оборудование к установке», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость выполненных монтажных работ.
Учет оприходования объектов основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов.
При введении объектов основных средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-1); «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» (форма № ОС-1а); «Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)» (форма № ОС-16). В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.).
Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (форма № ОС-14). Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). Если монтаж осуществляется подрядным способом, то в состав комиссии должен входить представитель этой монтажной организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-16.
Операция ввода в эксплуатацию объектов основных средств после их приобретения по договору купли-продажи отражается:
Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».
Аналогичной бухгалтерской записью отражается и изменение первоначальной стоимости объектов основных средств при их реконструкции, достройке или дооборудовании [5].
|