Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106 н.
В соответствии с пунктом 6 указанного ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).[6]
При этом, создавая учетную политику организации, руководствуются и множеством других нормативных документов. В первую очередь это Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. №106н, действующие на данный период времени ПБУ и план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденное приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н, а также другие нормативными документами.
В целом же нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Существуют определенные проблемы, которые связаны с взаимными противоречиями нормативных актов.
Определение иерархии нормативных актов, в каком соотношении они находятся, позволяет решить ряд проблем, связанных со взаимными противоречиями, и отдать предпочтение норме, имеющей большую юридическую силу.
В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде:
- Конституция (Основной Закон) РФ
- Федеральные законы; подзаконные правовые акты
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Нормативные акты министерств и ведомств
- Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов
- Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности
Конституция (Основной Закон) РФ - является основой всего
законодательства России.
Федеральные законы - принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в их подписании в течение 14 дней и обнародовании.
Указы Президента РФ - обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции.
Постановления Правительства РФ – правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. [3]
Таблица 1 -Система правового регулирования бухгалтерского учета в России традиционно складывается из актов нескольких уровней юридической силы.
Уровень регулирования
|
Органы регулирования
|
Документы, регламентирующие учет
|
Область воздействия
|
А
|
1
|
2
|
3
|
Первый
Законодательный
|
Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ
|
Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ
|
Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
|
Второй
|
Минфин России, Банк России, само
|
Федеральные и отраслевые стандарты
|
Регулируют общие принципы
|
Окончание таблицы 1
|
|
-
|
-
|
-
|
Нормативный
|
регулируемые и некоммерческие организации, другие органы исполнительной власти
|
Положения по бухгалтерскому учету — система национальных стандартов
|
организации и ведения бухгалтерского учета, представления отчетности и порядок учета отдельных объектов наблюдения
|
|
Минфин России и другие органы исполнительной власти
|
Рекомендации в области бухгалтерского учета
|
Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и т.п.
|
|
Управленческий персонал организации
|
Стандарты экономического субъекта, учетная Определяют выбор форм и методов ведения учета и отчетности в зависимости от специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников политика, рабочие документы конкретной организации по учету
|
Определяют выбор форм и методов ведения учета и отчетности в зависимости от специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников
|
Первый уровень - Законодательный. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
Необходимость регулирования отношений по бухгалтерскому учету на уровне федерального законодательства напрямую вытекает из положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с п. "р" ст. 71 которой вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации.
Основным актом первого уровня правового регулирования рассматриваемых общественных отношений становится Закон о бухгалтерском учете 2011 г.
Цели Закона о бухгалтерском учете :
- Создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета ;
- Установление единых требований к бухгалтерскому учету.
Наряду с Законом о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., к актам первого уровня системы нормативного правового регулирования относится также Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Его принятие направлено на решение задачи создания инфраструктуры применения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Таким образом, с 1 января 2013 г. основу законодательства о бухгалтерском учете составляют два закона: общий Закон о бухгалтерском учете 2011 г. и специальный Закон о консолидированной отчетности.
В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 57 определено: "Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами".
Другим примером регулирования бухгалтерского учета федеральными законами является Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в соответствии с п. 1 ст. 28 которого "страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования в соответствии с законодательством".
Также к первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.
В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо.
Второй уровень - Нормативный. Положения по бухгалтерскому учету — система национальных стандартов
Второй уровень системы правового регулирования бухгалтерского учета в настоящее время составляют
Положения по бухгалтерскому учету :
- Общее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н
Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации
- Специальные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)
Регулируют отдельные вопросы, направления ведения бухгалтерского учета и отчетности: учет отдельных объектов (основные средства, нематериальные активы, денежные средства и др.), отдельные стадии и документы учета (учетная политика, бухгалтерская отчетность), расчет по налогу на прибыль организаций и др.
Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
Третий уровень - Методический. Рекомендации в области бухгалтерского учета.
Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практического применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т.д.) организация не имеет права применять другие подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.
Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей.
Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. Например, на основе ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящиеся на одну акцию: положение о порядке ведения кассовых операций.
Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению. В российской системе бухгалтерского учета наряду с типовым планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используются специализированные планы счетов бухгалтерского для бюджетных и кредитных организаций.
Четвертый уровень - Локальный. Локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие, в том числе ее учетную политику
Закон о бухгалтерском учете ввел новое понятие - стандарты экономического субъекта.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно, что должно быть оформлено соответствующим локальным актом.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести, приказ об учетной политики организаций, рабочий план счетов бухгалтерского учета, систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актах с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономического субъекта.
|