Бухгалтерия предприятия осуществляет учетные работы в определенной последовательности по отдельным этапам, тесно связанным между собой. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат документы, которые с момента составления и до сдачи в архив проходят определенный путь – совершают документооборот.
Организуя документооборот, необходимо определить виды первичных документов, применяемых в данной организации, их перечень с указанием названий и номеров форм и, в зависимости от способов обработки и группировки учетных данных, установить требования к оформлению и содержанию документа. Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в бухгалтерию предприятия в установленном порядке к определенному сроку для проверки с точки зрения законности отраженных в них операций, правильности оформления и для последующей обработки и группировки.
Создание графика документооборота, т. е. определение порядка, сроков составления и прохождения отдельных документов, а также функций каждого исполнителя в составлении, оформлении и обработке документа, способствует рациональному использованию рабочего времени, создает условия для ритмичной работы и повышает ответственность каждого учетного работника за качество и сроки выполнения определенных работ.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. На начальном этапе работы по составлению графика документооборота устанавливаются:
– перечень первичных документов, применяемых на предприятии;
– круг лиц, которые обращаются с первичными документами; кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);
– рабочая схема функционирования отделов организации; порядок движения каждого документа между отделами организации и крайний срок представления документов конечному потребителю информации (бухгалтерии);
– график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.
Таблица 7
Перечень регистров синтетического и аналитического учета предприятия
Объект учета
|
Наименование регистра синтетического и аналитического учета
|
Учетный период на который открывается регистр (месяц, полугодие, год)
|
1
|
2
|
3
|
1. Денежные средства в кассе
|
Журнал – ордер №1
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 50 (приложение 10)
|
месяц
|
2. Денежные средства на расчетных счетах в банке
|
Журнал – ордер № 2
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 51 (приложение 11)
|
месяц
|
3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками
|
Журнал – ордер № 3
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 60 (приложение 12)
|
месяц
|
4. Расчеты с подотчетными лицами
|
Журнал – ордер № 3
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 71 (приложение 13)
|
месяц
|
5. Расчеты с бюджетом по налогам и сборам
|
Журнал – ордер № 3.1
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 68,69 (приложение 14)
|
месяц
|
6. Расчеты с прочими дебиторам и кредиторами
|
Журнал – ордер № 3
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 76 (приложение 15)
|
месяц
|
7.Амортизация основных средств
|
Журнал – ордер № 4
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 02
|
месяц
|
8. Основные средства
|
Журнал – ордер № 4
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 01
|
месяц
|
9. Материалы
|
Журнал – ордер № 3.1
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 10
|
месяц
|
10. Расчеты с персоналом по оплате труда
|
Журнал – ордер № 7
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч. 70 (приложение 16)
|
месяц
|
11.Продажа продукции (товаров, работ, услуг)
|
Журнал – ордер № 3.1
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч.90
|
месяц
|
12. Прибыли и убытки
|
Журнал – ордер № 3.2
|
месяц
|
Оборотно – сальдовая ведомость по сч.99
|
месяц
|
|