Продавцу очень важно уметь слушать и слышать клиента, тогда у клиента появляется уверенность, что его информацию правильно приняли. Кроме того, активное слушание дает возможность выровнять позиции продавца и клиента.
И, наконец, используя технику активного слушания, продавец стимулирует клиента к дальнейшей беседе [3, с. 28-29].
Правила активного слушания:
Доброжелательный настрой. Спокойно реагируйте на все, что говорит собеседник. Не позволяйте себе личных оценок и замечаний к сказанному.
Не устраивайте расспросы. Стройте предложения в утвердительной форме. Периодически делайте паузы и давайте собеседнику время подумать.
Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что-то не так, собеседник поправит вас.
Поддерживайте зрительный контакт. Пусть ваши глаза находятся на одном уровне с глазами собеседника.
Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Технические приемы активного слушания:
Прием «эхо» – дословное повторение продавцом основных положений, которые высказал клиент. Повторение начинается с вводных фраз:
- «Насколько я вас понял…»
- «Вы считаете, что…»
- «Вы хотите сказать, что…»
- «По вашему мнению…»
Резюмирование – подведение итогов по всем промежуточным договоренностям или объединение мыслей говорящего в единое смысловое поле в единое смысловое поле:
- «Таким образом, мы выяснили, что важными критериями для вас при выборе являются …»
- «Обобщая то, что вы сказали, можно прийти к выводу, что вы бы хотели…»
- «Итак, вас интересует…»
- «Самое важное для вас в выборе этого товара…»
- «Итак, мы с вами определились – один…, два…, три… И теперь нам остается решить последний вопрос: когда вы приобретете эту вещь и будете наслаждаться ее качеством. Ведь я вижу, она вам понравилась».
Логическое следствие – выведение логического следствия из высказываний клиента, дальнейшее развитие высказанного клиентом смысла:
- «Если исходить из того, что вы сказали, для вас важны гарантии на товар…»
- «Если я вас правильно поняла, вам важно, чтобы мы осуществили доставку товара на ваш склад…»
Уточнение: вы просите уточнить отдельные моменты высказывания клиента [10, с. 290]:
- «Это очень интересно, не могли бы вы уточнить…»
- «Если я правильно вас поняла, вы считаете, что…»
- «Вы могли бы уточнить, что для вас означает… (быстро, дорого, качественно…)»
- «Если не секрет, на основании чего вы пришли к такому выводу?»
- «Будьте, пожалуйста, со мной откровенны, что вас не устраивает в полной мере? (Вы в чем-то сомневаетесь? Вас что-то беспокоит?)».
Слушание (сопереживание) - это присоединение к собеседнику на его эмоциональном (эмпатийном) уровне для создания с ним доверительных отношений посредством максимально точного отражения его чувств, эмоций и переживаний.
На вербальном уровне:
- «В ваших словах я почувствовал сомнение (тревогу, недоверие, беспокойство…)».
- «Мне показалось (мне кажется), что вы чем-то взволнованы».
- «Я вижу, что вас что-то беспокоит (Вам что-то мешает принять решение? Может быть, вам необходима дополнительная информация?)».
Рекомендуем:
- Держите паузы, не торопитесь с вопросами, дайте высказаться или осмотреть товар клиенту.
- Применяйте побуждающие высказывания:
- Да-да,
- Верно,
- Я с вами абсолютно согласен,
- Вы правильно подметили,
- Это очень важно (интересно),
- Вот это да! Не знал! Если можно, расскажите об этом поподробнее. Для меня это очень важно!
На невербальном уровне необходимо присоединиться к собеседнику при помощи:
- мимики, отражающей чувства говорящего (возмущение, тревога, удивление, страх…);
- отзеркаливания жестов, сленга, интонации;
- правильного зрительного контакта;
- подачи корпуса вперед;
- внимательного выражения лица.
Используйте эти простые приемы активного слушания в своей работе, и ваша работа с клиентами станет более эффективной [5, с. 89].
|