Суббота, 11.01.2025, 09:18
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Управление инновациями в организации

Понятийный аппарат в области инноваций начал формироваться в начале ХХ века. Принято считать, что первое наиболее полное описание инновационного процесса было сделано Й. Шумпетером. В его работе "Теория экономического развития", вышедшей в 1911 г. [20, с. 25], было введено понятие «новые комбинации», которое и послужило прообразом современных определений инноваций.

Под «новыми комбинациями» Й. Шумпетер понимал 5 типов изменений:

- внедрение новой техники, новых технологий;

- внедрение новой продукции;

- применение новых типов сырья;

- организационные изменения;

- выход на новые рынки сбыта.

В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях.

Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП) [28, с. 62].

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В настоящее время существует множество определений понятия инновация (нововведение), отражающих взгляды их авторов на данное явление. Трактовка данного понятия зависит, прежде всего, от объекта и  предмета конкретного исследования. Этим термином нередко одновременно обозначают и процесс создания и внедрения нового, и его конкретный результат, что приводит к путанице в понятиях. Так, инновация рассматривается как:

- комплекс технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных товаров (Ш. Шальтегер) [36, с. 68];

- результат творческой деятельности, связанной с разработкой, созданием и распространением новых видов конкурентоспособной продукции, современной технологии, внедрение новых организационных форм и методов управлении, новых экономических структур и т.д. (Н.С. Куприянов) [23, с. 19];

- поиск, открытие, разработка, усовершенствование, освоение, коммерциализация новых процессов, продуктов, организационных структур и методов хозяйствования (Д. Джонсон) [17, с. 58].

- преобразование потенциального НТП в реальный, воплощенный в новых продуктах, услугах и технологиях (П.И. Ваганов) [10, с. 12].

Ряд авторов полностью отождествляют инновации и изобретения, не учитывая возможного отсутствия прикладной направленности последнего. Одним из примеров подобного подхода является определение инновации как явления прогресса в любой области человеческой деятельности, данное В.Л.Макаровым [24, c.24].

Кроме того, существует и противоположная точка зрения, что эти два процесса совершенно различны, так как инновация следует за изобретением и характеризует процесс его практического использования.

Данный подход отражается в предложенном Г.Б. Клейнером [22, c. 16] определении инновации как процесса, в результате которого новая идея или технология доводятся до этапа практического использования и начинают давать экономический эффект. Сторонниками подобной трактовки инноваций являются В.Раппорт, П.Уайт и др.

Очень важным параметром любой инновации является ее масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации можно разделить на [7, с. 174]:

- базисные инновации (в корне изменяющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),

- улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда);

- микроинновации (в незначительной степени модифицирующие процесс или продукт);

- псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

По сфере воздействия инновации разделяются на [2, с. 332]:

- технологические инновации;

- экологические инновации;

- управленческие инновации;

- экономические инновации;

- социально-политические инновации;

- государственно-правовые инновации;

- инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.).

На наш взгляд является разумным придерживаться точки зрения, основы которой положены такими авторами, как Ансофф И.[3, с. 164] и Р. Фостер [34, с. 28]. Согласно данному подходу процесс развития в целом и инновационный процесс в частности нельзя считать ни чисто непрерывными, ни совершенно непредсказуемо скачкообразными. Скорее этот процесс можно представить либо системой S-образных кривых, либо с помощью длинных волн, что не отрицает необходимости стратегического планирования, но, в то же время, требует учета имеющихся тенденций.

Процесс управления инновациями на микроуровне включает: соответствие целей управления инновациями для функционирования организации; выявление своих конкурентных преимуществ и недостатков; определение методов управления инновациями; механизм управления инновациями.

Для того чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо [18, с. 117]:

- привести в соответствие цель управления инновациями для функционирования организации в целом (например, разработать качественно новый товар для захвата определенного сегмента рынка);

- выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, по слабая инвестиционная база);

- определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.);

- построить механизм управления инновациями.

Таким образом, на основании выше изложенного материала можно сделать вывод о том, что инновации - специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (27.10.2018)
Просмотров: 531 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск