Общеизвестно, что с целью повышения конкурентного преимущества,
компании, используя современные методы учета и управления затратами,
должны непрерывно совершенствовать ключевые факторы успеха на рынке [38, с. 137-138]:
- эффективность;
- качество;
- время;
- инновации.
Очевидно, при уменьшении (увеличении) количества производимой
продукции или услуг, должно уменьшаться (увеличиваться) количество потребляемых ресурсов. При этом, компании, использующие традиционные методы калькуляции затрат, часто получают искаженные данные о себестоимости и принимают ошибочные управленческие решения, заключающиеся в:
- завышении или занижении себестоимости, перекрестном субсидирование товаров и услуг;
- «Переоценке» или «недооценке» прибыльности отдельных категорий
клиентов;
- Ошибках в системе скидок
Компании, использующие средние величины (например, одну ставку
распределения косвенных затрат), чтобы распределять затраты по продуктам и
другим объектам учета (клиентам, рынкам сбыта), часто получают искаженные
данные о себестоимости. Термин сглаживание себестоимости описывает подход к калькулированию себестоимости, при котором используются средние
величины для распределения затрат равномерно по объектам учета, когда на
самом деле эти объекты потребляют ресурсы компании по-разному. Компании,
занижающие себестоимость продукции, несут убытки, но создается впечатление, что их продажи приносят прибыль. Если компания завышает себестоимость, то она может установить слишком высокую цену на свою продукцию и в результате потерять занимаемую долю рынка.
В результате повышения квалификации менеджер должен получить современные знания и умения по точному учету затрат и оптимальному управлению себестоимостью с целью принятия управленческих решений, направленных на достижение компанией существенного конкурентного преимущества.
В первую очередь, современный менеджер или бухгалтер-управленец
должен уметь осуществлять построение систем определения себестоимости по видам активностей, что является главным отличием современных
систем калькуляции от традиционных [33, с. 51].
Рассмотрение отдельной операции (вида деятельности) как основного
объекта калькулирования, позволяет принимать оптимальные управленческие
решения по ценовой политике и структуре продукции, по снижению затрат и
совершенствованию производственного процесса за счет отказа от затратных
видов активностей, не добавляющих полезности продукту в глазах конечного
потребителя.
Кроме того, планирование и анализ отклонений в пооперационных системах калькуляции служит мощным инструментом построения системы эффективного управления компанией по принципу «обратной связи».
Вторым важным инструментом повышения эффективности работы компании является переход на калькуляцию себестоимости по переменным затратам вместо калькуляции полной себестоимости (метода полного отражения затрат).
Обучение и мотивация менеджеров к применению методики расчета себестоимости и определения маржинальной прибыли с использованием переменных затрат, позволит сократить абсорбированные в запасах издержки и
уменьшит количество предприятий работающих на склад, а не на рынок.
Практические мероприятия по повышению конкурентного преимущества на рынке не возможны без сокращения затрат в результате повышения
квалификации персонала и роста эффективности производства.
Многие отечественные менеджеры не знакомы с функциями, определяющими, как затраты трудо-часов на единицу продукции падают при увеличении количества производимых единиц в связи с обучением работников и
усовершенствованием их работы. Вместе с тем, диаграммы роста производительности труда и нелинейные функции затрат широко используются в практике зарубежных компаний на конкурентных рынках.
Обучение менеджеров управлению качеством чаще всего включает
идентификацию проблем качества и осуществление действий по улучшению
качества. Вместе с тем, не маловажно в современных условиях также знать финансовые аспекты качества как инструмента достижения конкурентного
преимущества, методы вычисление стоимости качества, так как любое
повышение качества продукции должно быть оплачено клиентом и, в конечном счете, увеличивать прибыль компании.
Определение существенных затрат и доходов при реализации программ
повышения качества продукции и методик оценки эффективности программ
качества должны входить в программу повышения квалификации российских
менеджеров.
Уменьшение времени технологического цикла все больше и больше рассматривается компаниями как важное стратегическое измерение. Сокращение промежутка времени между размещением и получением заказа потребителем увеличивает удовлетворенность потребителя и (возможно) повышает операционный доход. Важный элемент совершенствования бизнес – процессов и обучения менеджеров – анализ существенных затрат и выгод от сокращения времени обслуживания потребителя за счет повышения эффективности производства и качества логистического сервиса.
Некоторые компании с целью мотивации менеджеров используют время
производственного цикла и другие нефинансовые показатели в качестве базы
распределения производственных накладных расходов [24, с. 376-377].
Определение прибыльных клиентов и повышение их лояльности является важней шей составляющей успеха компании на конкурентном рынке.
В последнее время менеджеры многих компаний стали уделять внимание
анализу не только выручки, получаемой от клиентов, но и затрат, связанных с
продажами этим клиентам. Необходимо подчеркнуть, что именно такие компании преуспевают и, принимая управленческие решения, ориентируются
именно на потребителей.
Практика российских компаний показывает, что методы калькуляции и
управления себестоимостью, методы сбора и мониторинга информации о прибыльности клиентов, затратах на обеспечение требуемых уровней качества
продукции и логистического сервиса компании является актуальными и требуют широкого освещения в учебных курсах повышения квалификации и методической литературе
Все возрастающая конкуренция в условиях снижения платежеспособного спроса побуждает предприятия корректировать свою производственную деятельность с целью снижения себестоимости единицы продукции. Традиционно сложилось, что учету затрат уделяется внимание в основном на крупных предприятиях. В период экономического кризиса вследствие необходимости приспособиться к изменившимся реалиям рынка все более актуальным становится получение объективной информации о себестоимости выпускаемой продукции для эффективного управления малых и средних предприятий.
Финансовый учет не предоставляет в достаточной степени такой информации, поскольку практически не затрагивает внутрипроизводственные процессы. В практике работы предприятий в странах с рыночной экономикой учет затрат и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, который имеет целью обеспечить руководящий состав организации, куда входит довольно узкий круг внутренних пользователей, информацией, необходимой для контроля за производственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности.
В общем виде управление себестоимостью представляет собой планомерный процесс формирования издержек производства и себестоимости, как всего объема, так и единицы продукции, определения продажных цен и, следовательно, рентабельности производства, выявления резервов экономии и обеспечения систематического контроля за выполнением установленных заданий по себестоимости.
|