Пятница, 25.09.2020, 22:04
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Устав ООН и права человека

Права человека, как было признано Организацией Объединенных Наций, имеют основополагающее значение и как таковые занимают видное место в преамбуле Устава: «… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций …». Видная роль, которую Организация играет в области прав человека, выполняется через органы, созданные в силу Устава, и органы, созданные в силу договоров, при этом некоторые их них были образованы еще в период создания самой Организации Объединенных Наций.

Одной из целей ООН является достижение международного сотруд­ничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ­ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Пра­вовой основой деятельности ООН является Устав — международный до­говор, согласно которому государства-члены обязуются, в частности, принимать совместные меры, направленные на поощрение и защиту прав человека во всем мире [5, с. 35].

Вопросами прав человека в рамках ООН в разной степени занима­ются все главные органы этой организации, но наибольшее внимание данному вопросу уделяют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный совет.

В частности, согласно ст. 13 Устава ООН одной из функций Гене­ральной Ассамблеи является организация исследований и вынесение ре­комендаций в целях содействия международному сотрудничеству в об­ласти экономической, социальной, культуры, образования, здравоохра­нения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Большинство вопросов о правах человека, стоящих в повестке дня Генеральной Ассамблеи, берут свое начало в разделах доклада Экономи­ческого и Социального совета, касающихся прав человека, или в приня­тых Генеральной Ассамблеей на ее предыдущих сессиях решениях о рас­смотрении конкретных вопросов.

Пункты повестки дня, касающиеся прав человека, передаются Гене­ральной Ассамблеей в ее Третий комитет, который занимается социаль­ными, гуманитарными вопросами и вопросами культуры. Однако неко­торые пункты рассматриваются Генеральной Ассамблеей без передачи в какой-либо главный комитет. Принятые Третьим комитетом проекты резолюций и решений выносятся на рассмотрение пленарного заседания Генеральной Ассамблеи и принимаются простым большинством голо­сов. Такие резолюции Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный характер, но обладают определенного рода морально-политическим эф­фектом и являются неким отражением мирового общественного мнения.

Экономический и Социальный совет ООН. Пункты, касающиеся прав человека, обычно передаются на рассмотрение в Социальный ко­митет ЭКОСОС, в котором представлены все его 54 члена. В то же время некоторые пункты рассматриваются на пленарных заседаниях без пере­дачи их в Социальный комитет. В соответствии со ст. 62 Устава ООН ЭКОСОС может делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Также он мо­жет созывать международные конференции и составлять для представле­ния Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, касаю­щимся прав человека. Согласно ст. 68 Устава ООН Совет создает комис­сии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека.

В целях оказания содействия при рассмотрении пунктов, касающих­ся прав человека, ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека, в свою очередь, создала Подкомиссию по предупреждению дискримина­ции и защите меньшинств.

Комиссия ООН по правам человека является главным органом ООН по правам человека и может заниматься самыми разными вопросами, касающимися этих прав. Она была создана ЭКОСОС в 1946 г. и с тех пор проводит ежегодные сессии. В 1947 г., когда Комиссия начала свою работу, ее единственной задачей была разработка Всеобщей декларации прав человека, принятой год спустя 10 декабря 1948 г. В течение первых двадцати лет своей деятельности (1947—1966) Комиссия занималась главным образом разработкой международно-правовых документов. Кульминацией этого процесса стало принятие Генеральной Ассамблеей в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, которые вместе со Всеоб­щей декларацией прав человека образуют так называемый Международ­ный билль о правах человека. В этот период времени Комиссия не зани­малась вопросами, связанными с рассмотрением сообщений о наруше­ниях прав человека.

Однако в 1967 г. ЭКОСОС принял резолюцию № 1235, которая наделила Комиссию по правам человека полномочиями рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в лю­бой точке земного шара (Процедура 1235).

Комиссия по правам человека состоит из представителей 54 госу­дарств - членов ООН, избираемых ЭКОСОС на трехлетний период. Сессии Комиссии проходят ежегодно в течение шести недель (март — апрель) в Женеве. Комиссия готовит исследования по правам человека, рекомендации и проекты международных документов; выполняет специ­альные поручения Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, в том числе рас­сматривает заявления, касающиеся нарушений прав человека, и занима­ется разбором сообщений относительно этих нарушений; осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию которых входят вопросы прав человека. Комиссия подготовила значи­тельную часть конвенций и деклараций ООН в области прав человека, принятых ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеей. Кроме того, Комиссия играет центральную роль в процессе контроля за соблюдением прав че­ловека во всем мире. Именно в рамках Комиссии отдельные государства или неправительственные организации могут поднять любые вопросы, касающиеся прав человека. Ежегодно Комиссия принимает около 100 резолюций и решений. Комиссия уполномочена назначать специальных докладчиков, докладчиков, представителей, экспертов, а также создавать рабочие группы [5, с. 37-39].

Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшин­ств — вспомогательный орган Комиссии ООН по правам человека. Она состоит из 26 экспертов, избираемых Комиссией на трехлетний срок и работающих в личном качестве, а не как представители государств. В круг ведения Подкомиссии входят действия, связанные с проведением исследований, предоставлением рекомендаций Комиссии по правам че­ловека в отношении предупреждения любого рода дискриминации в об­ласти прав человека и основных свобод и защиты расовых, религиозных и языковых меньшинств, а также выполнение любых других функций, которые могут быть ей предписаны ЭКОСОС или Комиссией по правам человека. Подкомиссия ежегодно проводит сессии, на которых она при­нимает значительное число резолюций по вопросам прав человека. На сессиях присутствуют члены Подкомиссии или их заместители, наблю­датели, назначаемые правительствами, а также представители специали­зированных учреждений и органов ООН, межправительственных и не­правительственных организаций.

Комиссия ООН по положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС на 4 года [4, с. 127].

Комиссия по положению женщин подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образо­вания, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным про­блемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по пре­творению в жизнь таких рекомендаций.

20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН (рез. 48/141) учреди­ла пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей дея­тельности в области прав человека в рамках ООН. О значимости данного института говорит тот факт, что каждый год в Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поступает почти 200 000 просьб о помощи со всего мира. Главной задачей Верховного комиссара являет­ся содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руко­водящими органами ООН, а также привлечение внимания правительств к существующим проблемам, стремление предотвращения нарушений и расследование нарушений прав человека в конкретных странах.

Верховный комиссар ООН по правам человека назначается на долж­ность Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ас­самблеей ООН сроком на четыре года (с возможностью продления еще на четыре года) из числа лиц, характеризующихся высокими моральны­ми устоями, честностью и обладающих опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека.

Он обязан ежегодно представлять доклад о своей деятельности Комиссии ООН по правам человека, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН.

Также в рамках ООН постоянно действуют экспертные органы, соз­данные на основе универсальных международных договоров в области прав человека: Комитет по правам человека; Комитет по ликвидации ра­совой дискриминации; Комитет по экономическим, социальным и куль­турным правам; Комитет по правам ребенка; Комитет против пыток; Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин.

Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Междуна­родным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., состоит из 18 членов, избираемых государствами — участниками Пакта тайным го­лосованием. Комитет по правам человека изучает доклады о принятых государствами — участниками Пакта мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и направляет эти доклады со своими заме­чаниями и предложениями в ЭКОСОС; выполняет некоторые функции с целью урегулирования споров между государствами-участниками по вопросам применения Пакта при условии, что эти участники признали компетенцию Комитета в этом отношении. Кроме того, в соответствии с Факультативным протоколом к Пакту Комитет по правам человека мо­жет рассматривать сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюде­нии следующих условий: государство, чей гражданин подал жалобу в Ко­митет по правам человека, является участником Пакта и Протокола № 1; лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует в тех случаях, когда при­менение таких средств неоправданно затягивается); этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования [1,с. 218-220].

Комитет поликвидациирасовой дискриминации, созданный в соответ­ствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., состоит из 18 экспертов, избираемых тайным го­лосованием государствами — участниками Конвенции. Комитет рас­сматривает доклады о принятых государствами — участниками Конвен­ции законодательных, судебных, административных или иных мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения Конвенции; делает предложения и общие рекомендации, основанные на изучении этих док­ладов; оказывает помощь в урегулировании споров между государства­ми-участниками относительно применения Конвенции; получает и рас­сматривает сообщения от отдельных лиц или группы лиц, подпадающих под юрисдикцию государств-членов, которые признали компетенцию Комитета по ликвидации расовой дискриминации в этом отношении.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, соз­данный в соответствии с Международным пактом об экономических, со­циальных и культурных правах 1966 г., также состоит из 18 экспертов.

Он был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Пакта.

Комитет по правам ребенка, образованный согласно Конвенции о правах ребенка 1989 г., состоит из 10 экспертов, выступающих в лич­ном качестве и избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с правом переизбрания, с учетом справедливого геогра­фического распределения и главных правовых систем. Комитет по пра­вам ребенка может запрашивать у государств — участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о поло­жении детей в различных странах, вырабатывает соответствующие реко­мендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Ге­неральной Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендация­ми.

Комитет против пыток, созданный в рамках Конвенции против пы­ток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания человека 1984 г., состоит из 10 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 2 года с правом переизбрания, с учетом справедливого географического рас­пределения из числа лиц, имеющих юридический опыт. Комитет против пыток, получив достоверную информацию о систематическом примене­нии пыток на территории государства — участника Конвенции и при­знающего компетенцию Комитета, вправе предложить государству-уча­стнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; назна­чить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования (включая посещение территории этого государства с его согласия) и срочно представить по завершении расследования доклад Комитету против пыток и государству-участнику с результатами расследования. Краткий отчет о проведении расследова­ния Комитет против пыток включает в свой ежегодный доклад, пред­ставляемый государствам — участникам Конвенции и Генеральной Ас­самблее ООН.

Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении жен­щин, созданный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г., состоит из 23 экспертов, избираемых государствами — участниками Конвенции сроком на 4 года с учетом справедливого географического распределения, представительства раз­личных форм цивилизации и основных правовых систем. Он рассматри­вает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами — участниками Конвенции в раз­решении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Генеральной Ас­самблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендация­ми общего характера на основе изучения докладов, информации, полу­чаемой от государств.

Следует отметить, что помимо перечисленных ряд органов ООН вре­мя от времени и в различной степени занимается вопросами прав чело­века. Они включают в себя Совет Безопасности, Секретариат, Междуна­родный суд, Комиссию международного права.

В частности, Совет Безопасности ООН, уполномоченный Уставом ООН определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, в случае нарушения прав челове­ка в крупных масштабах может квалифицировать такие действия в каче­стве угрозы миру.

Комиссия международного права ООН провела большую работу в области прав человека по подготовке нескольких международных кон­венций, относящихся к проблемам гражданства и без гражданства.

Верховный комиссар ООН по делам беженцев осуществляет под эги­дой ООН защиту беженцев путем содействия заключению международ­ных соглашений о защите беженцев, наблюдения за выполнением поло­жений этих документов, разработки предложений о необходимых по­правках к ним, содействием облегченному допуску беженцев на территории государств и др.

Международный суд с момента своего создания рассматривал не­сколько споров между государствами, связанных с такими правами чело­века, как право убежища, права иностранцев, права ребенка. Кроме того, Международный суд давал консультативные заключения по таким вопросам прав человека, как последствия оговорок к Конвенции о гено­циде.

Следует отметить также и деятельность международных трибуналов, которые были учреждены ООН для судебного преследования лиц, ви­новных в совершении преступлений против человечности в бывшей Югославии и Руанде. Кроме того, по инициативе ООН создан Междуна­родный уголовный суд, который призван рассматривать преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности и агрессии [5, с. 57-59].

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (02.11.2018)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск