Понедельник, 23.12.2024, 22:01
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научные статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

В чем состоит реформирование системы бухгалтерского учета

Упрочение рыночных отношений в России, выход на международный рынок, увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в межцународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция — это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ) [15]. Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России устанавливала базовые положения для построения системы бухгалтерского учета[2].

Отмечалось, что целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Так как интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, то бухгалтерский учет не может удовлетворить все их информационные потребности в полном объеме. Поэтому информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими. Особо выделяется такой пользователь, как налоговая система. В Концепции было установлено, что при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.

В Концепции были изложены требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете: полезность, уместность, надежность, сравнимость, своевременность.

Также в Концепции были определены критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов для включения их в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках. Например, актив тогда признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией в будущем экономических выгод от этого актива и когда его стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Кроме того, в Концепции отмечалось, что активы, обязательства, доходы и расходы могут оцениваться по:

  • фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта;
  • текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта;
  • текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), которая может быть получена в результате продажи (выбытия) объекта.

При отсутствии базы для оценки можно использовать дисконтированную стоимость, т.е. величину будущих денежных поступлений (или их эквивалентов), за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Названная Концепция, несомненно, внесла вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и послужила основой для принятой Правительством РФ в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В этой программе была обоснована необходимость реформирования бухгалтерского учета. Отмечалось, что система бухгалтерского учета, существовавшая в командно-административной экономике России, отвечала основным потребностям государственного управления. Кардинальные изменения системы экономических отношений и правовой среды потребовали преобразования бухгалтерского учета, однако темпы таких преобразований не соответствуют требуемым.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета — привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы [5]:

  • сформировать национальную систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую пользователей полезной информацией, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить связь реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (26.10.2018)
Просмотров: 580 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт

Поиск