На современно этапе развития экономики нашей страны, деревни, села, поселки, районные центры, до сих пор находятся в усугубляющем положении. Которое, выражается в отсутствии рабочих мест, низком уровне заработной платы, практически полном отсутствий каких либо производственных предприятий, в том числе предприятий агропромышленного комплекса. Сейчас в Кузбассе можно по пальцам пересчитать сельские территории, на которых функционируют крупные и прибыльные предприятия АПК. В целом же по региону на 1 февраля 2016 года было зарегистрировано 1552 организации сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства [3].
За последние годы очень много научных исследований, различных авторов, были посвящены проблемам человеческого капитала на селе, его утечке и воспроизводству. Естественно, что тема проблемы воспроизводства человеческого капитала является актуальной на протяжении долгих лет, но прежде чем актуализировать данную тему, необходимо рассмотреть сами факторы спровоцировавшие снижение населения сельских территорий, миграцию в города и отказ молодых специалистов возвращать в село.
С начала 1990 годов, в процессе приватизации государственной собственности и развала колхозов и совхозов вся производственная сфера, агропромышленный комплекс, а так же обеспечивающие инфраструктурные предприятия в селах просто исчезли, были проданы и разграблены. Только некоторая часть таких предприятий, попав в руки сильных руководителей приспособились к рыночным условиям и до сих пор эффективно работают.
На Западе продовольственное обеспечение как первейшая потребность человека является одной из гарантий реального права на жизнь, закрепленных в конституциях. Там периодически принимаются сельскохозяйственные законы, в которых утверждаются новые регулирующие инструменты аграрной политики, согласно которым уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей существенно увеличивается. Иная картина наблюдается в нашей стране. Слабая поддержка отрасли, отсутствие государственного регулирования привели к значительной закредитованности сельского хозяйства. Сокращается занятость сельского населения, крупные хозяйства – банкроты – продолжают выбрасывать на рынок труда своих работников. Подавляющая часть валютной экспортной выручки, вместо того, чтобы участвовать в наращивании инвестиционного потенциала аграрной отрасли, направляется на импорт потребительских товаров [1].
Рост количества сельских населенных пунктов, не имеющих работодателей, и очередной виток безработицы в связи с банкротством сельхозпредприятий ведет к продолжающемуся снижению уровня и качества жизни сельских жителей по сравнению с городским населением [2].
Традиционно, под капиталом понимается любое имущество, которое задействовано в процессе создания валового внутреннего продукта Российской Федерации и добавленной стоимости на территории Российской Федерации. При этом вывод капитала на уровне государства означает любые действия, регулятором которых является исключение капитала из процесса создания валового внутреннего продукта.
На микро уровне выделяют капитал физических и юридических лиц, так капитал физических лиц это по сути сбережения и имущество, имеющееся у физического лица на праве собственности. Капитал юридических лиц, это закрепленное в уставе и имеющее денежную оценку имущество организации, созданное или сформированное в соответствии с действующим законодательством. В состав капитала включают: денежные средства, ценные бумаги, иные имущественные права, движимое и недвижимое имущество.
Капитал на селе состоит из состоит из капитала домашних хозяйств – это имущество и сбережения населения, капитала действующих предприятия – имущество и денежные средства функционирующих предприятий, а так же субсидированного и дотационного капитала, выделяемого из федерального и регионального бюджета сельским территориям на осуществление выплаты заработной платы, организацию исполнения различных программ, сферу здравоохранения, образования, культуры.
На схеме 1 представлена структура формирования и вывода капитала на селе.
Рисунок 1 - Структура формирования и вывода капитала на селе
Таким образом, капитал населения на селе в части имущества сформирован за счет самостоятельных накоплений в течении длительного периода, что касается денежных средств, то население формирует эту часть капитала за счет бюджетных поступлений в виде пенсий, заработной платы, пособий и прочих выплат. Так же часть капитала в виде денежных средств формируется за счет поступлений из источников вне сельской местности, так часть населения работает в городах и вахтовыми методами. Капитал предприятий, основная часть которых на селе в данное время является торговыми организациями, сформирован самостоятельными усилиями местных индивидуальных предпринимателей, а так же поступает в виде субсидий, дотаций и грантов по различным программам развития той или иной отрасли. Капитал населения в виде денежных средств формируется так же от источников заработной платы в местных организациях, но доля этих источников очень мала. При этом малая доля средств населения из общего полученного им капитала направлена на покупку товаров, работ и услуг местных предприятий, другая же часть (основная) приходится на приобретение товаров, работ и услуг вне села, т.е. в крупных городах. Накопленный же капитал индивидуальными предпринимателями и другими юридическими лицами в селе практически не остается, а выходит за его пределы. Так индивидуальные предприниматели и юридические лица осуществляют вложения в инвестиции, недвижимости и приобретают товары и услуги в крупных городах. Получается, что как требуется для эффективной рыночной экономики кругооборот капитала на селе отсутствует.
Особенно стоит отметить предприятия малого бизнеса в лице индивидуальных предпринимателей, наиболее бурное развитие на селе которых наблюдалось в 2000-х годах, так доля предприятий малого бизнеса в общей структуре экономики села по данным статистики занимала в 2001-2008 году около 50%, в 2008-2015 году доля начала стремительно падать. Причиной того является то что, во многие районные центры, поселки городского типа и крупные села начали постепенно приходить ритейлеры, т.е. крупные торговые сети, такие как «Чибис», «Мария Ра», «Цимус». Соответственно, крупные торговые сети вытеснили мелких предпринимателей. В появлении крупных торговых сетей, конечно, есть и плюсы, такие как повышение числа рабочих мест, и, и пожалуй все, именно для сельскохозяйственной территории это единственный фактор, ведь объем платежей в бюджет по сравнению если бы вместо крупного магазина работало десять предпринимателей не изменился, при этом в частных домашних хозяйствах задействованы порой семьи целиком, получается что и у них есть работа. Для развития семейного бизнеса, всю полученную прибыль мелкие предприниматели направляли на приобретение или строительство собственных торговых или производственных помещений, и деньги оставались в селе, организовывались новые рабочие места. Теперь рабочие места формируются за счет предложений крупных торговых сетей, а мелкие предприниматели вынуждены либо менять вид деятельности, что очень редко, либо покидать село. Что касается качества товаров, то порой в крупных торговых центрах и магазинах оно хуже, чем у мелкого индивидуального предпринимателя, да и цены в виду отсутствия конкурентов у крупных магазинов не всегда являются обоснованными.
Но, самое главное заключается в том, что весь капитал, потраченный населением в этих магазинах выходит не только за пределы села, но и порой за пределы страны, ведь как известно, собственниками крупных торговых сетей, в конечном итоге, являются иностранные компании.
Таким образом, получается, что средства, необходимые для постоянного функционирования, как предприятий, так и работы населения, в селе не задерживаются.
Обеспечение эффективной системы кругооборота капитала на селе позволит:
- во - первых привлечь молодых специалистов в село, ведь появится работа;
- развивать и основывать различные виды производств, ведь появится средства;
- увеличить платежи в бюджет, ведь появится прибыль.
Но, методы того как это сделать еще не разработаны, ни на уровне Правительства ни на уровне регионов.
На наш взгляд для снижения оттока капитала из сельской местности необходимо принять следующие первоочередные меры:
- ограничить уровень присутствия крупных ритейлеров в сельской местности до общей доли не более 20% от рынка сбыта;
- максимально привлекать к бизнесу малых предпринимателей, с высоким уровнем поддержки со стороны государства;
- полностью отменить налоги для сельскохозяйственных производителей;
- предложить максимально выгодные условия для инвесторов сельскохозяйственной отрасли производства;
- решить проблему с бесплатным выделением земель под организацию сельскохозяйственного производства;
- открыть и предоставить прямые рынки сбыта своей продукции для сельских товаропроизводителей минуя посредников.
Программа отечественного импортозамещения действующая в данный период времени, должна стать источником развития села, источником того капитала, который должен быть вложен именно в село, работать в селе и развивать отечественное производство. От того как будет работать этот капитала зависит продовольственная безопасность нашей страны в целом.
|