Оздоровительный эффект от реализации оптимального объёма двигательной активности существенно повышается, если она сочетается с закаливающими процедурами, разумным использованием воздушных и солнечных ванн, водных процедур.
Проблема закаливания стала особенно актуальной в настоящее время, в условиях возросшего комфорта жилищ, роста материального благополучия, сопровождающихся недостаточным общением с природой, её естественными факторами, оказывающими тренирующее воздействие на организм человека. В результате заметно снижаются защитные силы организма. Особенно отрицательно это сказывается на детском здоровье. Поэтому закаливающие процедуры должны быть обязательной составной частью режима дня школьника, как наиболее доступное средство укрепления здоровья [3].
Однако при этом всегда надо помнить, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде чем приступать к использованию средств закаливания надо хорошо познакомиться с тем, что и как следует применять, учитывая состояние здоровья, а также индивидуальные особенности реакции на воздействие охлаждения и солнечных лучей.
Закаливание организма - это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды. В его основе лежит формирование способности организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям метеорологических факторов.
По мнению многих учёных закаливанию столько же лет, сколько самому человечеству. Однако учение об этой процедуре возникло значительно позднее. Общепризнанным основоположником систематического учения о закаливании является древнегреческий мыслитель, основатель античной медицины Гиппократ ( 460-337 гг. до н.э.), который в своих трудах отводил ему особую роль в укреплении здоровья. Большой вклад в разработку учения о закаливании внесли труды выдающегося учёного Древнего Востока Авиценны (980 - 1037 гг.), который изложил основные правила закаливающих процедур в своём трактате “Канон врачебной науки” . В эпоху Возрождения в трудах Т.Кампанеллы, Дж. Локка и других учёных, мыслителей средневековья особо подчёркивалась необходимость закаливания, которое рассматривалось как одна из важнейших задач в системе воспитания детей.
В России развитие представлений о закаливании содержатся в таких памятниках литературного творчества как “Поучение Владимира Мономаха” и “Домострой”, где, в частности даются рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закалёнными.
На современной научной основе разработка вопросов закаливания впервые была начата в нашей стране на рубеже Х1Х и ХХ столетий и связана с именами русских учёных С.П. Боткина, В.В. Пашутина, И.Р. Тарханова, В.В. Гориневского, Г.Н. Сперанского и др.
Величайшая польза, которую приносит закаливание ставит его в ряд наиболее значимых социальных явлений, возводит в ранг важной государственной задачи [2].
В чем же суть физиологических механизмов реагирования организма на воздействие естественных сил природы, приводящее к столь значительным и масштабным изменениям в его функционировании? Для того, чтобы понять причины столь существенных изменений , необходимо прежде всего иметь ввиду, что природные факторы оказывают своё воздействие на организм прежде всего через центральную нервную систему, сигналы от которой вызывают ответную реакцию всех органов и систем. При этом происходит мобилизация защитных и резервных сил организма, соответствующая особенностям воздействия, координация основных физиологических функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена и др.), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и т.п.
Следовательно, закаливание представляет собой тренировку приспособительных (адаптационных) механизмов организма. При этом прежде всего совершенствуются процессы терморегуляции, вследствие чего и повышается способность организма приспосабливаться к резко изменяющимся условиям окружающей среды.
Необходимо знать, что важнейшую роль в процессе закаливания играют кожные покровы. Физиологический механизм закаливания осуществляет своё действие, главным образом, через рецепторы кожи. Это становится возможным благодаря тому, что кожа снабжена множеством нервных окончаний, воспринимающих термические, механические и химические воздействия, передающиеся затем в ЦНС, где и формируются ответные реакции различного характера, изменяющие просветы сосудов, их кровенаполнение и т.п.
Процедуры закаливания можно осуществлять только при условии полного здоровья. Их проведение должно осуществляться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей организма. При этом наряду с учётом состояния здоровья большое значение имеют: уровень общего физического развития, тип нервной системы, самочувствие и настроение перед и во время проведения процедур.
При выборе способов и дозировании закаливающих процедур необходим совет врача. Так, людям, страдающим, например, малярией противопоказаны солнечные ванны, купание в реке. Практически здоровые, но физически ослабленные, нуждаются в особой щадящей дозировке закаливающих процедур и т.п.
Эффект закаливания в значительной степени определяется индивидуальными типологическими особенностями высшей нервной деятельности человека. Так, закаливание детей, у которых ярко выражена сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами, по сравнению с теми детьми, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости и неуравновешенности нервных процессов.
Очень важно во время закаливающих процедур учитывать эмоциональное состояние человека. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции способствуют снижению вероятности получения отрицательного эффекта даже при очень сильном охлаждении [1]
|