Первым является закон стоимости. Само понятие стоимость в быту понимают как цену товара, в статистическом плане - это произведение цены на количество определенного товара. Стоимость является основой количественных соотношений в эквивалентном обмене (этим эквивалентом в основном выступают деньги). Природа стоимости объясняется по разному разными экономическими школами: издержками производства, затратами рабочего времени, предельной полезностью, балансом предложения и спроса и другими факторами [3, с. 183].
Существует несколько теорий стоимости:
- трудовая;
- субъективная;
- теория предельной полезности;
- теория издержек.
Товарное хозяйство может существовать только на основе закона стоимости. Прежде всего, «обмен продуктов как товаров представляет определенный метод обмена труда, зависимости труда одного от труда другого» (Маркс). А без такого взаимного обмена труда и без взаимной зависимости и связи трудящихся никакое общество, основанное на разделении труда, немыслимо.
Закон стоимости, далее, является законом равновесия товарного хозяйства, ибо только при соблюдении его, т. е. при обмене товаров по их стоимости, имеется налицо пропорциональное распределение производительных сил и тем самым равновесие между различными отраслями производства. «Форма, в которой проявляется пропорциональное распределение труда при таком общественном устройстве, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, - эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов» (Маркс). Но так как пропорциональное распределение труда и равновесие общественного производства необходимо для самого существования общества, то, следовательно, закон стоимости есть закон существования товарного хозяйства.
Не следует только никогда упускать из виду, что равновесие в товарном хозяйстве не представляет собою чего-то устойчивого и постоянного. Производители здесь не знают друг о друге, в обществе царит неупорядоченность или, как говорят, анархия производства. Понятно поэтому, что вскоре же после того, как равновесие в нем установится, оно вновь будет нарушено. Более того: в товарном хозяйстве нарушение равновесия общественного производства, т.е. факт, который сам по себе кажется ненормальным, является единственно возможным способом поддержания этого равновесия. Ведь только отклонения цен от стоимости вверх и вниз, т. е. нарушения равновесия, служат для производителей сигналом о том, в какую отрасль им следует направить свой труд, чтобы потребности общества были удовлетворены, т. е. чтобы необходимое равновесие установилось. Цены постоянно колеблются, но все время вокруг стоимости, равновесие постоянно нарушается, но для того чтобы вновь установиться. Такова особенность самого равновесия в товарном хозяйстве, сводящаяся к его неустойчивости и шаткости.
Закон стоимости, наконец, является и законом развития товарного хозяйства. Благодаря тому, что стоимость товаров определяется общественно-необходимым трудом, все производители стремятся и оказываются, вследствие взаимной конкуренции, вынужденными все время развивать производительность своего труда. Но это означает рост производительных сил всего общества, т. е. его движение вперед, его экономическое развитие. Без такого побудительного мотива, который создается действием закона стоимости, экономическое - а с ним вместе и всякое иное - развитие общества было бы при товарном хозяйстве невозможно [1, с. 140-142].
Следующий – закон спроса и предложения. Он являет собой объективный закон экономики, который устанавливает зависимость объемов предложения товаров и их спроса на рынке от цен на эти товары. При одинаковых прочих условиях, чем ниже цена на определенный товар, тем больше спрос на него и ниже предложение. В большинстве случаев величина цены устанавливается в равновесии между спросом и предложением. Этот закон был окончательно сформулирован Альфредом Маршаллом, в 1890 году. Отдельно можно сказать о законе спора - он состоит в следующем: объем (величина) спроса стает меньше по мере роста цены товара, и о законе предложения – его суть в том, что при неизменности прочих факторов, объем (величина) предложения растет по мере того, как увеличивается цена на товар. Есть несколько факторов, которые влияют на спрос:
- размер рынка;
- уровень общественных доходов;
- наличие заменителей (товаров-субститутов);
- мода и сезонность;
- инфляционные ожидания.
А вот факторы, которые влияют на предложение:
- уровень технологий;
- налоги и дотации;
- наличие дополняющих товаров (комплементов);
- наличие товаров заменителей;
- природные условия;
- доступность и объем ресурсов;
- размеры рынка;
- инфляционные и социально-политические ожидания.
Третий – закон конкуренции. Понятие конкуренция обозначает соперничество, борьба в любой области. В экономике – это соревнование субъектов рыночных отношений в достижении лучших условий и результатов коммерческой деятельности. Есть несколько видов конкуренции: совершенная, несовершенная, ценовая, недобросовестная, неценовая, монополистическая, конкуренция продавцов и покупателей, деловая, экологическая и банковская.
В процессе конкуренции между субъектами производства и реализации товаров возникают существенные и устойчивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкуренция не случайное явление, а объективно принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму экономического закона конкуренции.
Закон конкуренции выражает существенные, внутренне необходимые, устойчивые, причинно-следственные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.
Закон конкуренции и каждая форма его проявления имеют внутренние противоречия: между предложением производителей и спросом потребителей; между разными предприятиями-производителями; между разными предприятиями-потребителями; между мелкими, средними и крупными предприятиями, преследующими собственные эгоистические интересы. Все хозяйственные субъекты действуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить прибыль в силу различных затрат производства и отличий в потребительских характеристиках товаров. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и потребители выбирают только товары, которые отвечают их интересам[2, с. 95-98].
Итак, объективно возникает противоречие между условиями производства товаров и возможностями их реализации с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно конкуренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли.
Содержание и роль закона конкуренции в рыночной экономике более полно раскрывается через функции, которые он выполняет.
Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заключается в том, что конкуренция влияет на уровень индивидуальных затрат производства любого товара, сводя их к общественно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара.
Конкуренция является тем механизмом, который устанавливает цену на уровне, при котором достигается рыночное равновесие и реализация товаров.
Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрасли, товары которых пользуются спросом и дают больше прибыли. В результате перелива капитальных ресурсов между отраслями достигается соответствующая сбалансированность между производством и общественными потребностями, формируются необходимые пропорции в общественном производстве. Так конкурентный механизм закона выполняет регулирующую функцию.
Функция стимулирования. Конкурентная борьба за наибольшие прибыли побуждает товаропроизводителей применять новую технику и технологии, внедрять эффективные формы организации труда и производства, экономнее использовать ресурсы, обновлять ассортимент продукции, повышать ее качество, снижать цены. Все это стимулирует научно-технический прогресс, способствует поиску более эффективных способов производства и реализации товаров, развитию предпринимательской инициативы, повышению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, повышает эффективность всего общественного производства.
Контролирующая функция. Конкуренция контролирует конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:
— во-первых, соответствие индивидуальных затрат производства его товаров общественно необходимым издержкам производства подобных товаров;
— во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них.
Бели товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что товаропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормативом рационального хозяйствования.
Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыночных отношений, при равных исходных экономических возможностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводители способны достичь лишь тогда, когда каждый из участников рынка может конкурировать и побеждать конкурентов благодаря преимуществам собственного производства.
Если хозяйствующие субъекты не будут стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высокими, чем общественно необходимые, они станут неконкурентоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поощряет и создает условия для дальнейшего развития и процветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получения наилучших конечных результатов.
Соответственно происходит и дифференциация в распределении доходов между товаропроизводителями. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу: "Разные вознаграждения за разные результаты".
Указанные функции закон конкуренции осуществляет посредством взаимосвязи с законом стоимости, законом спроса и предложения, законом роста производительности труда и другими законами рыночной экономики.
Следует отметить также, что закон конкуренции определяет не только взаимоотношения между товаропроизводителями и их интересы, но и защищает запросы потребителей, обеспечивая им широкий выбор товаров и услуг по доступным конкурентным ценам.
Закон разделения труда. Закон разделения труда определяет динамику разделения труда на различные виды в зависимости от критериев — труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский и т.д. Этот закон является основой для деления общества на социальные группы, занятые соответствующими видами труда. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893) отмечал: «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома». В современных условиях развития рыночной экономики возрастает роль науки как компонента производства, а разделение труда все сильнее зависит от развития системы образования.
В контексте развития современной концепции «экономики знаний» социологи рассматривают статусность различных видов труда, их совмещение, появление новых профессий и видов трудовой деятельности, расширение сектора третичного образования, которому в рамках российской системы образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также поствузовское образование (аспирантура и докторантура). Поствузовское образование должно сыграть решающую роль в формировании интеллектуального потенциала и развитии новых видов интеллектуального труда.
Дня социологического анализа важной проблемой являются социальные последствия разделения общественного труда, в частности процесс формирования российского среднего класса, интегрирование в его структуру представителей разных социально-профессиональных слоев квалифицированных специалистов.
Закон перемены труда. Закон перемены труда непосредственно связан с законом разделения труда и является «всеобщим законом общественного производства». Этот закон возник в ходе Промышленной революции XVI11-XIX вв., когда усилилась зависимость вида труда от технического прогресса и его внедрения во все виды производства.
Данный закон отражает подвижность функций работника, потребность в смене рода деятельности. Предприятие исходя из запросов производства и интересов работодателя может неоднократно менять персонал, добиваясь формирования качественной рабочей силы. Таким образом, закон проявляется в переходе от одного вида деятельности к другому и предполагает наличие у индивида способности к такому переходу. Перемена труда развивает способности и профессиональные навыки работника. При этом овладение рядом специальностей не просто расширяет диапазон трудовой деятельности человека (наемного работника), но повышает его конкурентоспособность на рынке труда. В конечном счете в законе перемены труда заключено требование замены работников, обладающих ограниченными трудовыми и профессиональными навыками, работниками с высоким уровнем профпригодности для быстроменяющихся запросов технизирующегося производства. Инструментами достижения таких мобильных качеств работающего выступают профессиональное образование, система повышения квалификации и переквалификации. Действие этого закона в полной мере проявляется на рынке труда, в качественной характеристике рабочей силы и связывает рынок труда с рынком образовательных услуг [4, с. 81-84].
В условиях российской рыночной экономики можно выделить три формы функционирования закона перемены труда:
- изменение вида трудовой деятельности в рамках имеющейся профессии;
- изменение вида работы;
- сочетание основного вида трудовой деятельности с другими ее видами.
Изменение структуры российского рынка труда и занятости в свою очередь изменило характер спроса. При общем резком падении в начале 1990-х гг. трудовой мобильности в производственной сфере, сокращении занятости инженерно-технических работников увеличился запрос рынка труда на специалистов финансово-экономического профиля, юристов, менеджеров, работников сферы торговли.
|