Во второй половине XX в. структура заболеваемости населения развитых стран кардинально изменилась: инфекционная заболеваемость отошла на второй план, уступив «пальму первенства» хронической неинфекционной заболеваемости (в первую очередь, онкозаболеваниям и сердечнососудистым болезням). Перечень губительных заболеваний пополнился хроническими неспецифическими бронхолегочными болезнями, эндокринопатиями, иммуноаллергической патологией, язвенной болезнью, психическими болезнями, хроническими поражениями печени, почек и кишечника. На Западе началась «вторая эпидемиологическая революция»: эпидемиологические и гигиенические исследования были переориентированы с инфекционной патологии на хроническую неинфекционную заболеваемость. Были обнаружены и факторы риска болезней цивилизации. Ими оказались гиподинамия, психоэмоциональный стресс, нерациональное питание и различные экологические факторы [3].
Гигиенисты развитых стран мира пришли к выводу, что единственная возможность снижения заболеваемости состоит в предупреждающем воздействии на факторы риска с целью недопущения болезней цивилизации. Проще говоря, этоздоровый образ жизни, предполагающий отказ от вредных привычек, активные занятия физкультурой, рациональное питание, умение справляться со стрессом, рациональный режим труда и отдыха. В основу здорового образа жизни был положен принцип личной ответственности человека за свое здоровье.
В 70-е годы внедрение здорового образа жизни, спланированное и реализованное на государственном уровне в комплексе с экологическими мерами по нейтрализации болезнетворных факторов риска, начало приносить плоды: в США, Японии, Финляндии, ФРГ и Канаде смертность от сердечно-сосудистой патологии - главной формы хронической неинфекционной заболеваемости - снизилась почти на 40 % [2].
В нашей стране в конце прошлого века выдающийся российский ученый-фармаколог профессор И. И. Брехман впервые заговорил о необходимости изменения всей стратегии тогдашнего здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида и впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования. Он же сформулировал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Новое научное направление И. И. Брехман назвалвалеологией (va1ео» в переводе с латыни означает «здравствовать»). В 1982 г. ученый четко оформил его в виде методологической статьи, а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме, где он утверждал, что валеология – наука интегральная и не должна ограничиваться одной только медициной, в ее основе также должны лежать экология, биология и психология.
Сегодня валеология стала «модной». Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений. В медицине - это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами; в педагогике - закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. В то же время «мода» на валеологию имеет и свои негативные стороны. Вал публикаций по валеологии приобретает характер цунами. И как при цунами, разрушается многое из того, что уже создано, оставляя после себя завалы «информационного мусора». Во всяком случае, можно говорить о том, что многие положения научной валеологии вульгаризируются, что вызывает обоснованную озабоченность серьезных ученых.
Валеология - научное направление, базирующееся на знании возрастной анатомии, физиологии, психологии, гигиены, социологии, педагогики, экономики и имеющее целью формирование научных знаний потребности человека в здоровье. Предполагается, что наука о здоровье должна быть интегральной, развивающейся на стыке наук. Необходимость выделения валеологии в самостоятельную дисциплину доказана современными научными исследованиями и практической деятельностью многих специалистов, выявивших низкий уровень знаний у молодежи о путях формирования и укрепления здоровья, о принципах здорового образа жизни [2].
Необходимость развития новой науки о здоровье доказывается и фактом низкого уровня здоровья населения России на фоне успехов современной медицины. По демографической оценке численность населения России, несмотря на приток мигрантов, уменьшается. Коэффициент рождаемости (10,7 на 1000 населения) самый низкий, а коэффициент смертности (12,2 на 1000 населения) самый высокий со времени Великой Отечественной войны. По данным генетиков отмечается существенный рост врожденных пороков развития (173,3 на 1000 новорожденных). Материнская смертность в стране в 15-20 раз выше, чем в Канаде и Скандинавии [1].
За последние 35 лет доля родившихся физиологически незрелыми детей возросла с 18-20 % до 90 %, а 11 % детей рождаются с выраженной патологией. Регистрируется рост хронических больных, психических и злокачественных заболеваний, рост числа выкидышей, перинатальной смертности.
За последние десятилетия произошло резкое снижение показателей продолжительности жизни (у женщин на 6,1 года, у мужчин на 11 лет). 40 % популяции Российских мужчин не доживает до пенсии. Наша страна по продолжительности жизни занимает в мире 103 место среди женщин и 147 среди мужчин.
Состояние здоровья населения представляет прямую угрозу национальной безопасности России и ее будущему. От 20 до 50 % подростков имеют ограничения в выборе профессии по здоровью, среди юношей призывного возраста годными к службе оказываются лишь 50-70 %, до 20 % девушек имеют различные формы нарушения репродуктивного здоровья. Социально-экономический анализ свидетельствует о недостаточной заботе со стороны государства о здоровье населения. Прямым доказательством этого являются низкие цифры расходов на здравоохранение и физическую культуру, рост платы за содержание детей в детских учреждениях, снижение качества питания, нехватка лекарств, медицинской помощи. В стране не существует приоритета здоровья. Социальную защиту государство по мере возможности гарантирует больным, хотя в подавляющем числе случаев в имеющейся патологии повинен сам человек. Необходима разработка таких правовых актов, которые повысили бы ответственность человека за свое здоровье и установили его материальную зависимость от его уровня так же, как и от уровня профессиональной подготовки. Всемирная организация здравоохранения на заседании исполнительного комитета в 1995 г. признала: «осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья - ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными». Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является фактором его ухудшения.
Таким образом, для развития валеологии существуют все необходимые предпосылки: объект изучения (здоровье человека), метод (диагностика количества и качества здоровья), средства (формирование здорового образа жизни), социальный заказ.
|