Основным механизмом осуществления земельных преобразований в любом государстве является система землеустройства, включающая в себя:
— государственные органы (службу) и предприятия, которые выполняют возлагаемые на них функции управления земельными ресурсами, имеют свою структуру и задачи;
— установленные законом землеустроительные действия по перераспределению земель, образованию новых и упорядочению (реорганизации) существующих землевладений и землепользовании, организации рационального использования и охране земель;
— четко определенный в правовом отношении землеустроительный процесс предоставления и изъятия земель, намечаемого ее использования со своей утверждаемой в установленном порядке землеустроительной документацией;
— систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации землеустроительных кадров;
— осуществляемые через землеустроительные органы функции информационного обеспечения земельных преобразований (земельный кадастр и мониторинг земель, топографо-геодезические съемки, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания), планирования, прогнозирования, программирования и организации рационального использования и охраны земель, государственного контроля за земельными преобразованиями и состоянием земельных ресурсов[6, стр. 157].
Содержание современного землеустройства складывается на основе закономерностей. Как социально-экономическое явление землеустройство возникло в глубокой древности и развивается по мере развития земельных отношений. Земельные отношения также формируются не изолированно, а являются составной частью производственных отношений.
Производственные отношения охватывают все стороны жизни и деятельности человеческого общества. Поскольку всякое производство есть общественное производство, то люди, участвующие в процессе труда, вступают в производственные отношения.
Средства производства и люди, приводящие в движение эти средства, составляют производительные силы общества. Производительные силы создаются человеком в процессе его исторического развития и являются продуктом всей предшествующей деятельности. Определяющим элементом производительных сил служат орудия труда — машины, инструменты, геотехника и, конечно, земля как всеобщее средство производства и пространственный операционный базис.
Производительные силы и производственные отношения в их противоречивом единстве составляют способ производства. Способ производства определяет общий уровень развития человеческого общества и характеризует использование всех ресурсов: природных, земельных, трудовых, материально-технических и т. д.
Землеустройство как социально-экономическое явление в полной мере зависит от сложившегося способа производства, поскольку оно является одновременно элементом и производительных сил, и производственных отношений.
В качестве элемента производительных сил землеустройство проявляется в том, что способствует улучшению использования земли, накоплению ее производительного потенциала. Организация территории, формирование землевладений и землепользований есть важнейшая составляющая размещения производительных сил и территориальной организации производства.
Землеустройство так же заметно влияет на размещение средств производства, неразрывно связанных с землей: мелиоративных и водохозяйственных систем, дорожной сети, зданий и сооружений, георешетка, противоэрозионных и других элементов организации территории.
Одновременно землеустройство является элементом производственных отношений, так как в ходе организации использования земли (как природного ресурса) воспроизводятся условия существования человека и всякого производства. Реализация производственных отношений неосуществима без землеустройства, поскольку строительство любых предприятий требует выделения конкретных земельных участков.
В системе земельных отношений роль землеустройства еще более значима. Посредством землеустройства реализуются права на земельные участки, организуются землевладения и землепользования, устанавливаются границы земельных участков и осуществляются другие мероприятия.
Таким образом, землеустройство является одновременно элементом производительных сил и элементом производственных отношений, а в итоге составной частью общественного способа производства.
Учитывая, что землеустройство - составная часть общественного способа производства, его цель должна соответствовать эффективному развитию всего народного хозяйства страны, а также отражать совокупность интересов: государства, отдельных предприятий и граждан.
Применительно к любому земельному строю это означает, что целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель, приведение организации территории и производства в соответствие с новыми земельными отношениями.
Так как субстанция эффективности землеустройства лежит в общественном производстве, следует главный вывод о том, что землеустройство должно иметь государственный характер и быть главным рычагом государства в осуществлении любых земельных преобразований[2, стр. 97-99].
|