Общие функции управления, сформулированные А. Файолем: предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль. Основные требования к руководителям предприятий по А. Файолю. Взгляды А. Файоля на систему подготовки руководящих кадров. Универсальные принципы управления А. Файоля. Сходства и различия теорий управления Тейлора и Файоля.
Философия японского менеджмента. Комплексное управление качеством: система «Канбан» и «кружки качества». Характеристика американской модели менеджмента. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента.
Трансформация школы человеческих отношений в школу поведенческих наук (бихевиористскую). Основные положения этой школы. Оценка содержательных теорий мотивации, разработанных Ф. Герцбергом, Д. Макгрегором, Р. Лайкертом. А. Маслоу.
Характеристика и особенности школы науки управления. Основные этапы ее становления. Содержание основных методологических подходов, используемых школой науки управления: процессного, системного, ситуационного.
Причины возникновения школы человеческих отношений и ее основные положения. Вклад Г. Мюнстерберга и М.П. Фоллетт в развитие школы психологии и человеческих отношений. Заслуга Э. Мейо в создании теории и практики человеческих отношений. Значение Хоторнского эксперимента.
Роль промышленной революции в становлении управления. Отделение управления от собственности и зарождение профессионального управления. Влияние разделения и специализации труда на совершенствование менеджмента. Вклад в развитие управленческой мысли и практику управления А. Смита, Р. Аркрайта, Ч. Бэббиджа, Р. Оуэна.
Ф. Тейлор – основоположник научного управления производством. Принципы научной организации управления. Вклад в развитие управления последователей Ф. Тейлора: Г. Гантта, ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.